Какой же набор навыков и качеств скрывается за понятием «самостоятельность»?
Первое — это умение проявлять инициативу там, где это необходимо.
Второе — способность выполнять повседневные задачи без напоминаний от взрослых.
И третье — умение использовать полученный опыт в жизни, адекватно оценивая свои возможности и контролируя ситуацию.
Так когда же начинать воспитывать эти качества в ребенке? И как это делать правильно? Об этом рассказывает психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.
Когда приступать?
Воспитывать самостоятельность стоит с первых дней жизни ребенка. Но даже если вы немного опоздали, ничего страшного не случится — начинать можно в любом возрасте.
«Самостоятельность и ответственность — это не врожденные, а приобретенные черты характера. И если мы говорим о самостоятельности у маленьких детей, то речь идет об умении выполнять простые действия в силу своих возрастных особенностей без помощи взрослых, а также занимать себя какими-то делами на определенный промежуток времени», — говорит Кира Владимировна.
Самостоятельный ребенок – какой он?
Признаки самостоятельности в разном возрасте отличаются.
Самостоятельность важно поощрять с первых дней. Ребенок начал вставать, держась за что-то, но тут появилась мама и подхватила его? В следующий раз малыш будет ждать помощи от родителей.
В 3 года ребенок уже проявляет явное стремление к некой независимости. «Я сам» можно услышать теперь в любом деле, за которое берется малыш.
В 6-7 лет ребенок входит в период подготовки к школе. Это могут быть занятия в детском саду, подготовительной группе или просто самоподготовка. И здесь важно поощрять желание ребенка учиться, хвалить его и не ругать за ошибки.
Ну и самый трудный момент — подростковый возраст. В это время ребенок стремится к полной независимости, требуя понимания от родителей. На этом этапе часто случаются конфликты. Их будет меньше, если вы не упустили предыдущие этапы воспитания самостоятельности и уже выстроили доверительные отношения.
Всем ли дано быть самостоятельными?
«Самостоятельность не заложена на генетическом уровне. Даже базовый темперамент ребенка влияет на это лишь в незначительной степени. Главный же фактор, который свидетельствует о наличии или отсутствии самостоятельности — это воспитание. Соответственно, каждый ребенок может иметь эту черту характера», — рассказывает психолог.
На первом этапе взросления дети становятся нашими помощниками. Ставить себе задачи они еще не умеют — это прерогатива взрослых. Малыш в этом случае должен выполнить задачу, вместе с нами или самостоятельно.
Важно! Не прерывайте ребенка в процессе. Иначе он будет думать, что любое дело можно оставить и заняться чем-то другим. Тем, за что его еще не ругали.
На втором этапе воспитания ребенок уже имеет определенные навыки и знает набор задач, которые он уже выполнял. Эти дела теперь выполняются автоматически, ведь малыш понимает, что и за чем следует. Например, ребенок сам одевается и раздевается, моет руки и так далее.
Самостоятельность – какая бывает?
Какие же виды самостоятельности и ответственности можно развить у ребенка дошкольного возраста? Рассмотрим основные моменты:
- заботливое отношение к своему телу и здоровью (не обжечься, не пораниться, не замерзнуть. Это значит, что ребенок должен уметь принимать решения, которые предотвратят негативные последствия;
- аккуратное отношение к своим и чужим вещам: не ломать игрушки, не рисовать на обоях. При этом ребенок должен сам решать, как избежать плохого исхода;
- ответственность за свои обещания;
- уважительное отношение к окружающим.
Невозможно сказать, в каком именно возрасте нужно развивать отдельно взятое качество, ведь все дети развиваются совершенно по-разному. Но на любом этапе важно поощрять самостоятельность малыша.
Зачем быть самостоятельным
«Если родители не поспособствовали развитию самостоятельности и ответственности у ребенка, то во взрослой жизни он будет „плыть по течению“ и цепляться за более сильных людей в поисках поддержки и опоры», — предупреждает специалист.
Главное преимущество самостоятельности для взрослеющего ребенка — ощущение контроля над ситуацией. Он сам может выстраивать окружающую реальность, избегая непонятных ситуаций.
Также самостоятельность помогает сформировать высокий уровень самооценки. А еще — достаточный уровень мотивации. То есть ребенок будет способен поставить перед собой цели и следовать плану для их реализации.
Как результат — у самостоятельного человека складываются здоровые отношения с окружающими. Ведь он ценит собственный выбор и выбор окружающих.
Воспитываем самостоятельность: советы психолога
Для начала обобщим сказанное ранее.
Во-первых, вы должны определить зону ответственности ребенка дома. Даже в дошкольном возрасте он должен понимать свои обязанности.
Во-вторых, важно позволять малышу сталкиваться с негативными последствиями его же действий. Он должен учиться на своих ошибках.
В-третьих, никогда не переделывайте работу ребенка у него на глазах. Иначе он будет уверен в том, что работу всегда можно переложить на кого-то другого.
А теперь перейдем к практическим рекомендациям для родителей.
- Не критикуйте ребенка и поощряйте его выбор. Хочет идти куда-то в голубой рубашке? Позвольте ему принять это самостоятельное решение. Конечно, это не касается перехода дороги на красный свет.
- Если вы уже даете ребенку поручение, выполнять которое нужно регулярно, пусть делает это без ваших напоминаний.
- Предлагайте варианты для выбора. Пусть малыш учится анализировать и принимать решения.
- Всегда поощряйте проявления самостоятельности. Если малыш или подросток хочет помыть пол или забить гвоздь — дайте ему такую возможность. Вам нужно только немного проконтролировать процесс.
- Не критикуйте и не ругайте за ошибки. Тем более, не нужно срываться и оскорблять ребенка. Поддержите его, объясните ошибку и обязательно скажите, что в следующий раз у него все получится.
«Разумеется, каждому родителю сложно поверить в то, что когда-нибудь ребенок вырастет и станет самостоятельной личностью. Но чтобы взрослая жизнь не стала для него полной неожиданностью, нужно приучать ребенка к этим качествам уже с самого рождения. Тогда ребенок вырастет самостоятельной и ответственной личностью», — напоминает Кира Гольдштейн.