Но относится ли это к России? На это вопрос постарались ответить исследователи НИУ ВШЭ и образовательного холдинга Ultimate Education. Давайте посмотрим, к каким выводам они пришли.
Для целей исследования аналитики провели опрос инноваторов, экспертов и студентов из 16 российских регионов. Их ответы и помогли оценить, насколько выражены в России общемировые образовательные тенденции.
Использование ИИ в обучении
По мнению британских ученых, использование искусственного интеллекта в учебном процессе — один из главных трендов современности. И действительно, тексты, изображения и видео, сгенерированные нейросетями, помогают разнообразить обучение и подстроить его под конкретного индивида.
С этим согласны и в России. Так, внедрение ИИ в обучение поддерживают 55% опрошенных инноваторов и 30% студентов вузов. С особым оптимизмом искусственный интеллект воспринимают будущие педагоги и экономисты, а вот математики сомневаются в пользе нейросетей для обучения.
Иммерсивные технологии
Речь идет об уроках, обучающих играх и симуляциях, созданных с применением технологий виртуальной и дополненной реальности. Таким способом можно максимально «погрузиться» в историю и культуру разных народов и времен, выучить язык или прокачать какие-то практические навыки.
VR/AR в образовании поддерживают 51% инноваторов и 34% студентов. Но и здесь будущие математики настроены скептически. В отличие от гуманитариев.
Бесконфликтные коммуникации
Меньше агрессии, больше конструктива — это в принципе общемировой тренд практически во всех сферах жизни. В том числе и в образовании, где речь идет о важности развития коммуникативных навыков студентов и умения выходить из конфликтов. Такой подход в России одобряют 41% инноваторов и 32% учащихся. Все они подчеркивают важность психологического комфорта и здоровой атмосферы в учебном процессе.
ИИ-tutor
Специальные чат-боты уже сегодня могут составить индивидуальный план учебы, помочь подтянуть знания по какому-то предмету и даже проверить работы учеников. А дальше будет больше.
Использование таких технологий в образовании кажется хорошей идеей 39% инноваторов и 26% обучающихся. С особой надеждой на эти инструменты смотрят жители больших городов.
Этические нормы работы с ИИ
Параллельно с внедрением нейросетей и цифровых помощников во всем мире усиливается дискуссия об этических аспектах их применения. Кто несет ответственность за решения, принятые на основе данных от ИИ? Как не попасть в ловушку алгоритмов? Поиск ответов на эти вопросы становится важной частью учебного процесса.
В России этот тренд поддерживают 34% инноваторов и 30% студентов. Но многое зависит от места проживания. Так, в мегаполисах интерес к теме цифровой этики выражают 42% опрошенных, а в сельской местности — только 17%.
Умные учебники
Цифровой учебник, который сам понимает, что вам сложно, и подсказывает, как лучше учить материал — это уже не фантастика. Такие пособия с ИИ адаптируют содержание под запросы ученика, могут отвечать на вопросы и формировать индивидуальный путь обучения.
Идею поддерживают 30% инноваторов и 28% студентов. Причем больше всего — специалисты старше 30 лет из крупных городов. А вот студенты из мегаполисов настроены скептически. В отличие от сверстников из малых городов и сельской местности.
XR-оценивание знаний
Оценка знаний выходит за рамки тестов. С помощью VR, AR и MR теперь можно смоделировать ситуацию, в которой учащийся применит реальные навыки и знания. Например, провести виртуальную хирургическую операцию или отработать навыки переговоров.
Этот тренд поддерживают 29% инноваторов и 16% студентов. Интересно, что среди инноваторов более позитивно относятся к нему женщины — 32%. А вот студенты из мегаполисов пока не уверены в пользе подхода: только 14% считают его перспективным.
Виртуальные научные опыты
Как объяснить школьнику принцип гравитации или строение атома? Виртуальная среда может визуализировать сложные процессы, став ключом к их пониманию.
В России 23% инноваторов и 14% учащихся положительно относятся к использованию VR для изучения научных концепций. Особенно высок интерес в крупных центрах — 27–28%, а вот в сельских районах тренд поддерживают только 4% опрошенных.
Несмотря на скромную поддержку подхода, эксперты уверены: в будущем технологии виртуальной реальности станут важной частью естественнонаучного школьного и высшего образования.
Учеба как игра
Погрузиться в мир антиутопии или пройти путь героя из романа — все это возможно в виртуальной реальности. Такие сценарии не только делают учебу интереснее, но и помогают развивать эмоциональный интеллект и уверенность.
Этот тренд пока не стал массовым. Его поддерживают 17% инноваторов и 13% студентов. Больше всего «за» те, кто учится на экономистов и менеджеров (почти 29%). Остальные направления пока присматриваются — «за» около 10%.
Климатическое образование
Изучение тем, связанных с экологией, становится ответом на один из главных вызовов современности. Многие учебные заведения за рубежом уделяют немало времени и внимания проблемам изменения климата и бережного отношения к природе.
В России этот тренд пока не сильно оценили: только 12% инноваторов и 14% учащихся вузов считают, что нужно уделять внимание вопросам климатического образования.
Коротко о главном
Уровень интереса к мировым образовательным новинкам в России пока довольно сдержанный: какие-то идеи встречают поддержку, другие лишь сомнения. Но ясно одно: цифровая трансформация в образовании идет, и наша образовательная система на нее реагирует.
Эксперты подчеркивают: важно не просто внедрять технологии ради технологий, а использовать их осмысленно — ради ученика, его обучения и будущего. И в этом смысле наша страна имеет все возможности выйти в лидеры по трансформации образования — ресурсы позволяют, да и интерес присутствует.
Читайте также: От робототехники до коучинга: самые перспективные профессии будущего
Фото: freepik.com