Как подготовиться к ОГЭ по русскому языку
Дата публикации
1 июня 2022
22 мин
ЕГЭ и ОГЭ

Как подготовиться к ОГЭ по русскому языку

Содержание: как подготовиться к ОГЭ по русскому языку

ОГЭ не за горами! Совсем скоро все ребята 9 класса пройдут через это испытание и получат первый опыт экзамена, а кто-то, возможно, планирует поступать в колледж. В любом случае, всех ждёт обязательный экзамен по русскому языку, потому что только так можно получить аттестат об основном общем образовании. Большинство учеников справляются с русским языком: средний балл по России за прошлый год был достаточно высок — 4,3 балла. Всё происходит, потому что русский язык сдают все, и подготовка идёт с начала средней школы и очень активная. Тем не менее есть и те, кто не очень хорошо справляется с экзаменом. Почему?

Что нужно знать, чтобы пройти это испытание успешно?
Где брать материалы?
Какие задания являются самыми сложными и почему?

Сегодня мы поговорим о процессе подготовки к ОГЭ по русскому языку и разберём самые популярные вопросы.

Отвечая на вопрос: «С чего начать подготовку?», мы предлагаем разобраться для начала со структурой экзамена. Ориентируясь в ней, ученик не допустит ошибок в заполнении бланков и будет чувствовать себя намного увереннее.

Общая информация об ОГЭ по русскому языку

Общая информация по ОГЭ

Чтобы получить допуск к экзамену, нужно пройти итоговое собеседование, состоящее из четырёх заданий:

  1. Прочитать без запинок текст;
  2. Пересказать прочитанное;
  3. Составить монолог по теме;
  4. Вести диалог с экзаменатором по теме.

Экзамен по русскому языку длится 3 часа 55 минут — почти 4 часа. Этого времени ученикам должно быть достаточно для того, чтобы справиться со всеми частями экзамена и переписать ответы из черновиков в бланк ответов.

Всего в ОГЭ по русскому 3 части:

  1. Сжатое изложение;
  2. Тестовые задания;
  3. Сочинение.

Чтобы получить хорошую оценку ученикам нужно подготовиться ко всем трём частям экзамена.

Что входит: структура и темы ОГЭ по русскому языку

1. Сжатое изложение

В этой части школьники должны будут сделать краткий письменный пересказ услышанного текста. Запись текста проигрывается два раза. После первого прослушивания ученикам даётся немного времени, чтобы в черновиках зафиксировать услышанную информацию, систематизировать, составить план, выписать ключевые слова. Второе прослушивание даётся для уточнения деталей.

Сам по себе аудиотекст по объёму обычно не больше 170 слов. Изложить текст на бумаге нужно не менее 70 слов и не более 100. То есть текст должен быть маленьким, но при этом в нём должна быть отображена основные важные моменты и сохранён смысл.

Как работать в процессе прослушивания текста?

Распространённая ошибка выпускников: пытаться просто быстро переписывать текст. Этого делать ни в коем случае не нужно!

Во время первого прослушивания лучше всего выписывать основные опорные моменты, повороты сюжета или последовательность действий, если в тексте они есть.

Во время второго прослушивания уже можно уточнять детали, исправлять неточности после первого раза, конкретизировать информацию.

В изложении точно можно сократить:

  1. Перечисление деталей — обобщив их;
  2. Сложные речевые обороты, причастия и деепричастия.

Очень важно передать основное содержание текста и затронуть все микротемы, которые в нём отображены. Нельзя добавлять своё — за это можно получить 0 баллов по содержанию, так что, если ученик не услышал и не помнит какой-то кусок, лучше не придумывать его самостоятельно.

Также в изложении оценивается то, какие и сколько способов сжатия текста использовал школьник.

Всего есть 3 способа сжатия:

  1. Исключение — повторов, усложнённых частей предложения, синонимов, сложных конструкций;
  2. Обобщение — однородных членов предложения, сложноподчинённых предложений и т.д.;
  3. Упрощение — слияние нескольких предложений в одно, замена предложения указательным местоимением, синонимичным выражением и т.д.

Если на экзамене ученик применил несколько приёмов сжатия текста, то он может получить максимально 3 балла за этот пункт.

Безусловно выпускники 9 класса должны владеть навыками связной речи и последовательно излагать мысли. За это на изложении можно заработать 2 балла. В этом же пункте оценивается также и логичность повествования.

Выстроить логику, как правило, помогает план изложения.

    Получите инструкцию по переходу
    в другую школу
    Заполните данные, и мы вышлем вам подробный гайд по переводу ребёнка в новую школу. В нём будут дополнительные полезные материалы, советы психолога и юриста.

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

    2. Тестовые задания

    Тестовые задания ОГЭ по русскому языку

    Перед тестовыми заданиями у ученика перед глазами будет текст, на основе которого и выстроена вся работа в этом блоке. Далее следует 7 заданий, которые охватывают большой блок тем по русскому языку:

    1. Синтаксис: грамматическая основа предложения, виды предложений, однородные члены предложений, обособленные члены предложений и вводные конструкции, сложноподчинённые (типы придаточных) и сложносочинённые предложения, бессоюзные предложения — задание № 27
    2. Постановка знаков препинания — задание № 3.
    3. Словосочетания: типы связей — задание № 4.
    4. Чередующиеся, непроверяемые и проверяемые гласные в корне, суффиксы, глаголы и их окончания, самостоятельные и служебные части речи, наречия — задание № 5;
    5. Работа с текстом — задание № 6;
    6. Средства выразительности, характеры и стили текста — задание № 7;
    7. Лексика: значение слова, синонимы, антонимы, просторечия и т.д. — задание № 8.

    Обычно в этой части нужно будет в тексте искать слова, словосочетания, работать с предложениями.

    За правильный ответ ученик может получить 1 балл. Максимум за этот блок — 7 баллов.

    3. Сочинение

    Сочинение на ОГЭ

    В этой части ученикам предлагается выбрать одну и трёх вариантов работы над сочинением:

    1. Работа с цитатой

    В этом варианте нужно донести смысл цитаты и привести 2 доказательства — аргумента из текста.

    Не должно быть ошибок в понимании смысла текста, а также лексический, грамматический и других ошибок в самом сочинении.

    • Работа с фрагментом текста

    Ученик должен правильно объяснить смысл текста и привести два аргумента, которые будут доказывать объяснение.

    • Работа со смыслом слова

    Здесь нужно объяснить значение слова и привести два аргумента для доказательства правильного объяснения.

    Какой бы вариант работы не выбрал ученик, его текст должен быть написан в структуре сочинения-рассуждения, быть стройным, понятным, без ошибок в логике и грамматических ошибок.

    В сочинении оценивается правильное понимание смысла, уместное использование аргументов, верная последовательность и композиция.

    Чтобы написать сочинение и сдать ОГЭ по русскому языку на высокий балл, нужно тренировать написание в структуре сочинения-рассуждения. Можно подготовить стандартный план сочинения и даже использовать заготовки для начала каждого нового смыслового блока. Не стоит сильно усложнять текст тяжёлыми предложениями и фразами — лучше написать грамотно и чётко.

    Объём сочинения: от 70 слов слов и больше.

    Максимальное количество баллов: 9.

    Самые сложные задания в ОГЭ по русскому языку

    Самые сложные задания в ОГЭ по русскому языку

    Задание № 2

    В этом задании ученики должны найти во фрагменте текста грамматическую основу. Иногда сказуемое может быть выражено не только глаголом — в этом случае у ребят часто возникают сложности.

    Синтаксический анализ.

    Прочитайте текст.

    (1)Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. (2)Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. (3)К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. (4)Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни. (5)Ландыш представляется мне символом леса.

    Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

    1) Кольца наклонились вниз (предложение 1)

    2) Мастер придал (предложение 2)

    3) Превратятся в бусинки (предложение 3)

    4) Камни попали (предложение 4)

    5) Ландыш представляется символом (предложение 5).

    Ответ:

    В первом предложении (1) грамматическая основа будет «кольца наклонились», а «вниз» обстоятельством.

    Во втором (2) — «мастер придал форму» — если мы скажем просто «придал», то непонятно, что он придал — это неделимое словосочетание в данном случае.

    В третьем предложении (3) — «они превратятся» — в варианте забыли подлежащее;

    В четвёртом (4) — «камни попали», а в пятом (5) — «ландыш представляется символом».

    Задание № 3

    Расстановка знаков препинания — одно из самых сложных заданий ОГЭ в тестовой части. Чтобы с ним справиться, нужно хорошо изучить темы: однородные члены предложения, составные части предложения, бессоюзные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, вводные слова, правила расстановки запятых.

    Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

    Казалось(1) что кто-то тихо вздыхал среди глубокой(2) холодной ночи(3) и клубы пара(4) вылетавшие из гигантской груди(5) бесшумно проносились по небу от края (6) и затем тихо угасали в глубокой синеве».

    Ответ:

    1) запятая на границе частей в сложном предложении.

    2) запятая не нужна, т. к. имеем дело с однородным соподчинением.

    4) и 5) запятые выделяют причастный оборот.

    Почему не нужна запятая на месте 3? В предложении в придаточной части есть два пояснения того, что герою «казалось»: «что кто-то тихо вздыхал среди глубокой холодной ночи и (что ещё казалось?) клубы дыма бесшумно проносились по небу…»

    Задание № 5

    Это задание предполагает хорошее знание орфографии, здесь нельзя полагаться на интуицию.

    Орфографический анализ.

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

    1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

    2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

    3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

    4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

    5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

    Ответ:

    Здесь только в первом и пятом варианте дано правильное описание. Во втором варианте (2) неверно указана часть речи, в третьем — написание зависит от суфикса, в четвёртом — 1 склонение место третьего.

    Задание № 8

    В этом задании, как правило, нужно подобрать синоним к слову из текста. Синоним должен быть уместным в использовании и подходить к контексту.

    Как подготовиться к ОГЭ по русскому языку?

    Как подготовиться к ОГЭ по русскому языку?

    Дополнительно прочитать о том, как подготовиться к сдаче ОГЭ вы можете в нашей предыдущей статье.

    • Тренируйтесь регулярно

    В любом деле мастерства можно добиться, только если много и регулярно тренироваться. Так что не забывайте прорешивать тесты хотя бы раз в два-три дня.

    • Пишите сочинения

    Не стоит пропускать эту часть, когда готовитесь к ОГЭ. Сочинения писать несложно, если подготовиться. Можно выработать определённую структуру, двигаться по схеме. Из раза в раз будет получаться всё лучше и лучше. Так же в процессе подготовки можно понять, на какую тему писать проще, а что — даётся сложнее.

    • Решайте тесты на сайте ФИПИ

    По кодификатору вы сможете посмотреть все темы и понять структуру. Можно отметить только то, что не получается.

    • Составьте режим дня

    Не забывайте, что отдых — это тоже часть подготовки. Включите его в расписание, потому что иначе на экзамен уже совсем не останется никаких сил.

    • Обратитесь за помощью к специалисту

    В «Онлайн-школе» есть возможность получить помощь профессионалов: репетиторов, учителей и даже психолога. Не оставляйте подготовку на последний день!

    И пусть всё получится!

    Иллюстрация:  Vida Lamakani

    Понравилась статья?
    круто
    средне
    Автор публикации
    Елена Петрова
    Отвечаем на ваши вопросы
    Как устроено

    Домашнее
    обучение?

    Дата публикации
    1 июня 2022
    Автор публикации
    Елена Петрова
    Отвечаем на ваши вопросы
    Как устроено

    Домашнее
    обучение?

    Попробуйте неделю бесплатно

    Начните учиться уже сегодня и оцените возможности и преимущества онлайн-обучения!
    Попробуйте неделю

      Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

      Или свяжитесь с нами в мессенджерах

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.

      Нажимая на кнопку, я соглашаюсь
      на обработку персональных данных
      Похожие статьи
      Меньше комиксов, больше этики: что изменится в ЕГЭ и ОГЭ по русскому в 2025
      ВПР по русскому языку в 4 классе: как подготовиться на отлично без стресса
      Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку 2024
      Что нужно знать о подготовке к ВПР по русскому языку в 7 классе
      Подготовка к ВПР по русскому языку: 6 класс без стресса
      Слова, в которых вы точно допустите ошибку
      ОГЭ русский язык 2023: как писать изложение
      Самые сложные задания ЕГЭ по русскому языку 2023
      Как писать сочинение по русскому языку?
      Популярные статьи
      Новые статьи
      Поделка змея к Новому 2025 году!
      Обязательные и предметы по выбору: какие сдавать на ЕГЭ–2025?
      Как расписание помогает успешно совмещать художественную гимнастику и учебу в школе?
      Почему в школах нельзя играть в карты?
      Онлайн-школы и ФГОС – правила взаимодействия
      Что делать, если ученик не успевает за школьной программой?
      Подарки учителям на Новый Год от детей своими руками
      Какая учебная программа во 2-ом классе
      Изучение Лермонтова в школьной программе: гид по ключевым произведениям