
Почему ребёнок не хочет учиться в начальной школе — и как вернуть мотивацию
Часто родители и учителя сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок не проявляет интереса к учёбе. Это может выражаться в нежелании выполнять домашние задания, проявлять себя на уроках или даже в отказе от посещения школы.
Чтобы ответить на вопрос о том, как помочь ребёнку с мотивацией, для начала нужно понять, какие причины отсутствия интереса к учёбе могут быть у ребёнка младшего школьного возраста:
- Не сформирована привычка учиться — этот навык по-прежнему требует больших усилий от ребёнка.
- Ребёнок всё ещё хочет играть и не хочет учиться в школе, потому что ему скучно.
- У ребёнка не сложились позитивные отношения с коллективом, он испытывает трудности в установлении контактов.
- У ребёнка в силу возраста ещё не развита внутренняя мотивация, а внешней недостаточно.
- Ребёнку не подходит методика преподавания.
- Ребёнок устал, у него есть особенности функционирования нервной системы.
- Личные причины: в семье происходят события, из-за которых ребёнку не до учёбы.
1. Не сформирована привычка учиться

С этой проблемой часто сталкиваются родители и дети в начале школьного пути. Когда первоклассник приходит в школу, он ещё не знает, с какой нагрузкой ему предстоит столкнуться. Как бы ни готовили ребёнка заранее, реальность может вызвать сильный стресс. Психологическая нагрузка бывает настолько велика, что дети не справляются с ней и долгое время пребывают в состоянии шока.
Самая распространённая реакция в этом случае — отказ от деятельности.
Организм всеми силами пытается устранить раздражитель и как бы говорит: «Хватит! Всё, достаточно». Ребёнок уходит в отрицание, не хочет притрагиваться к домашним заданиям, старается изолировать себя от всего, что связано со школой. Договориться с ним в этот момент бывает очень трудно.
Что можно сделать?
Ждать и поддерживать изо всех сил. Очень важно снизить свои ожидания и минимизировать нагрузку на ребёнка настолько, насколько это возможно.
Также стоит подумать о том, в какой среде находится ребёнок. Исследования показывают, что комфортные и дружелюбные условия способствуют повышению мотивации. Дети, которые учатся в поддерживающей атмосфере, демонстрируют на 15–20% более высокие учебные результаты по сравнению с теми, кто испытывает стресс. Но пока о результатах говорить рано — важно дать ребёнку время прийти в себя. Не волнуйтесь: как только он адаптируется, он быстро догонит сверстников академически.
2. Ребёнок всё ещё хочет играть, и в школе ему скучно
Игровая деятельность — это то, чего так не хватает современному поколению детей. Желание играть и пребывать в этом состоянии — абсолютно нормально. Игра — это привычная форма деятельности ребёнка, с которой, конечно, совсем не хочется расставаться.
Что делать?
Уроки в начальной школе должны быть интересными, интерактивными, с большим количеством игровых форматов. Это не мешает учебному процессу — наоборот, помогает детям удерживать внимание и лучше запоминать материал. Во время игры включаются эмоции, которые улучшают работу памяти.
3. У ребёнка не сформировались позитивные отношения с коллективом

Невозможно сосредоточиться на учёбе, если ребёнок поругался с кем-то, чувствует неприязнь к себе или боится, что о нём подумают одноклассники, родители или учителя. Всё это сильно давит и перегружает нервную систему.
Если вы замечаете, что ребёнку трудно наладить контакт с учителем или с одноклассниками, стоит обратить на это пристальное внимание.
Как решить?
В первую очередь поговорите с учителем. Очень важно работать в команде — поделитесь тем, что рассказывает ребёнок. Возможно, педагог сможет понаблюдать и дать свою обратную связь.
Станьте активным участником учебного процесса: общайтесь с учителями и другими родителями, налаживайте социальные связи.
Общение и взаимодействие с преподавателями — ключевой элемент образовательного процесса. Родители должны быть партнёрами школы — тогда детям будет проще социализироваться.
Кроме того, важно развивать у ребёнка мягкие навыки общения (soft skills):
— как вступать во взаимодействие,
— как реагировать на критику,
— как выстраивать личные границы.
Понаблюдайте, в чём именно ребёнок испытывает трудности, и помогите ему справиться. Поддерживайте и мягко направляйте. Если не чувствуете уверенности — не бойтесь обратиться к детскому психологу.
4. Не сформирована внутренняя мотивация

Пока у ребёнка не завершилось развитие префронтальной коры головного мозга, а также лобных долей, мы не можем ожидать, что он в трудный момент найдёт внутренний ресурс и сам себя замотивирует. Он только учится справляться со сложностями.
Что делать?
Использовать положительное подкрепление. Но важно делать это грамотно.
Не стоит поощрять то, что ребёнок и так делает без труда. Используйте внешнюю мотивацию тогда, когда ребёнок действительно преодолевает себя. Активная поддержка, награды и похвала играют важную роль в формировании желания учиться.
Например, если ребёнок выполнил сложное для него задание, которое минуту назад вызывало протест, — обязательно похвалите и поощрите: небольшой подарок, совместная игра или выбор фильма.
Согласно исследованию, проведённому в 2020 году Институтом образования Оксфордского университета, система поощрений может повысить успеваемость школьников до 25%.
5. Ребёнку не подходит методика преподавания

Очень важно доверять педагогу, но если ребёнок говорит, что ему скучно на уроках, стоит выяснить, что именно происходит.
Социо-игровые подходы, проектная деятельность, ролевые игры, разнообразные форматы подачи материала — всё это делает обучение живым. Но даже самая интересная методика может не подойти конкретному ребёнку.
Иногда педагог и ученик просто не находят общий язык. В этом случае важно быть в диалоге с учителем, наблюдать за ситуацией и при необходимости менять вектор. Онлайн-обучение с индивидуальным подходом может стать отличной альтернативой.
6. Усталость и особенности нервной системы
Если вы сами устали, то легко поймёте ребёнка. В этом случае особенно важно организовать качественный отдых. Но лучше не выдёргивать ребёнка из школьного режима. Оптимальный вариант — встроить в расписание час отдыха каждый день, чем устраивать двухнедельный перерыв, после которого придётся снова адаптироваться.
7. Личные причины: трудности в семье

Как и в случае с нарушениями коммуникации, ребёнок не может нормально учиться, если у него есть проблемы в личной жизни. Все силы уходят на то, чтобы справиться с эмоциональными трудностями. Например, при разводе родителей не стоит ожидать высокой мотивации к учёбе.
Обучение в этот период должно перейти в поддерживающий режим. Сообщите преподавателям, что ребёнку сейчас трудно. Когда кризис закончится, можно будет вернуться к работе над мотивацией, используя внешние стимулы.
Поддержка и обратная связь

Не забывайте о важности обратной связи. Регулярные разговоры об успехах и трудностях помогают ребёнку учиться анализировать свои действия и видеть прогресс.
Один из эффективных приёмов — метод «трёх благодарностей»: каждый вечер ребёнок называет три вещи, которые ему понравились в учёбе за день. Это формирует позитивное отношение к обучению и развивает навык самоанализа.
Советуем к прочтению: Как стать спокойнее: что делать, если вы срываетесь и кричите на детей

Попробуйте неделю бесплатно
