Важные вопросы об онлайн-обучении
Содержание: вопросы об онлайн-обучении
- А как же социализация?
- Как организовать обучение дома?
- Как поддержать ученика в процессе онлайн-обучения?
Многие родители боятся отдавать своих детей в дистанционную школу. Их можно понять. В Интернете много разной информации про онлайн: как реальной, так и не очень. В этой статье мы ответили на несколько важных вопросов, которые задают родители при переводе ребенка на онлайн-обучение.
А как же социализация?
Существует распространённое мнение, что онлайн-образование имеет один огромный минус — отсутствие социализации.
При этом всё больше и больше людей выбирают именно онлайн-формат: семейное образование или заочная форма обучения, онлайн-курсы вместо очных.
Но что тогда делать с социализацией?
Неужели ребёнок, который сидит дома и учится за компьютером, не сможет общаться со сверстниками, будет замкнутым и нелюдимым?
Или это не так?
На самом деле, многие мнения о социализации — просто преувеличение. В Америке и Европе проведено множество исследований, результаты которых доказывают обратное: дети, обучающиеся дистанционно:
- не боятся свободно выражать своё мнение,
- умеют корректно вести себя в конфликтах,
- в будущем становятся управляющими и менеджерами.
Многие считают, что школа учит жизни, но это не так. Жизнь намного разнообразнее — в ней много интересного, яркого, разного. К сожалению, если семья не ведёт активный образ жизни кроме школы, то ребёнок многое пропускает.
Дети, которые посещают школу каждый день, сидят в одном и том же классе с одними и теми же людьми и привыкают общаться только так, как нужно в этих обстоятельствах.
Дети на онлайн-обучении могут позволить себе сами выбирать: где, когда, в каких обстоятельствах и с кем они хотят общаться.
На учёбу они тратят меньше времени, ведь не нужно утром никуда ходить, не нужно высиживать перемены, и вообще учиться можно когда угодно. Появляется больше возможностей гулять, общаться, посещать интересные занятия и становиться свободным человеком.
Более того, во многих школах есть давление со стороны учителей и даже, к сожалению, буллинг среди сверстников. Этот негативный опыт не приносит ничего хорошего, кроме травмы. А на онлайн-курсах этого нет. У ребёнка нет травмирующего опыта общения, значит, он смелее общается с окружающими.
Самое главное, о чём нужно помнить, что социализацией ребёнка занимается в первую семья. Пусть у ребёнка будет свобода и возможности для общения, тогда никаких проблем с адаптацией у него не возникнет.
Как организовать обучение дома?
Каждый родитель, который столкнулся с дистанционкой за последние два года, знает, что всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Организовать обучение дома бывает совсем непросто.
Почему?
- Дома хочется отдыхать, играть, общаться с родителями. И если ребёнок изначально не обучался дома, а ходил в школу, то ему будет сложно ассоциировать дом с местом обучения.
- Часто в комнате у ребёнка есть много всего, отвлекающего от обучения: игрушки на столе, плакаты на стенах, компьютер или планшет с играми. Поэтому сосредоточиться бывает очень сложно.
- Дома ребёнок занимается один. Навыки самоорганизации у детей развиваются постепенно, поэтому всегда в начале будет сложно.
Несмотря на все трудности, ребёнок может быть намного более продуктивен в занятиях дома — важно правильно их организовать:
- Организуйте рабочее место — не только рабочий стол, но и комнату ребёнка: уберите все лишние, отвлекающие от учёбы предметы, очистите стены, убедитесь, что ребёнку удобно сидеть за столом, пользоваться предметами для обучения, и что ему достаточно света. Обязательно проветривайте помещение, в котором занимается ребёнок.
- Составьте расписание дня: вместе с ребёнком обсудите и договоритесь, когда он учится, а когда отдыхает. Отдых обязательно должен быть прописан в режиме дня отдельно.
- Поддерживайте ребёнка. Хвалите за то, что получается. Отмечайте старания и успехи. Акцентируйте внимание на позитивном.
- Доверяйте и развивайте навыки самоорганизации. Ребёнку на домашнем обучении важно научиться всё делать самому, иначе дальше ему сложно будет справляться с этим без вашего участия.
- Относитесь с вниманием к нагрузке ребёнка. В самом начале — в период адаптации — важно минимизировать количество новых занятий, встреч и активностей. Ребёнку требуется очень много внутреннего ресурса, чтобы учиться дома.
Обучение дома — полностью или частично на курсах — может быть эффективным и очень продуктивным. Главное, не забывать, что всё новое и необычное, на первый взгляд, всегда требует внимания и времени.
Как поддержать ученика в процессе онлайн-обучения?
Любой образовательный процесс может быть стрессом для всех участников: как для ребёнка, так и для родителей и педагогов. Мы не должны упускать тот факт, что если ребёнок в школе чувствует себя хорошо, то он намного более успешно осваивает программу.
Онлайн-образование — не исключение. Поэтому очень важно и специалистам и родителям правильно поддерживать себя и ребёнка во время обучения.
Но как?
- Обращайте внимание на то, что получается хорошо. Хвалите за успехи.
В период адаптации очень важно помочь ребёнку почувствовать себя успешным. Акцент на трудностях может снизить мотивацию к обучению.
- Чередуйте деятельность.
Как родителям важно организовать разнообразный отдых ребёнку, так и специалистам важно чередовать задания так, чтобы ребёнку было интересно и легко включаться в решение.
- Занимайтесь через игру.
Важно помнить, что даже когда ребёнок учится, он остаётся ребёнком. А это значит, что основная деятельность — и образовательная в том числе — у него происходит в игре. Используйте это. Найдите интересные и разнообразные форматы для занятий. И помните, что возраст ребёнка играет очень большую роль в определении его возможностей.
- От простого к сложному.
Принцип от простого к сложному позволяет ребёнку сохранить внутреннюю мотивацию длительное время. Если ребёнок пока не может что-то усвоить, спуститесь чуть ниже и сбавьте темп. Так будет легче понять, с чего начинаются трудности.
- Учитывайте личные особенности ребёнка.
Все люди разные. Мы все по-разному воспринимаем информацию, поступающую извне. Поэтому очень важно помнить о том, что у ведущего занятие и у ребёнка, как у родителя и у ребёнка, может быть разная скорость обработки информации и скорость адаптации. Индивидуальный подход в обучении позволяет, учитывая основные особенности, адаптировать материал под ребёнка так, что ему будет легче справиться с ним.
Обращая внимание на всё, что происходит с ребёнком с самого начала, мы можем предупредить тенденции к снижению мотивации и отказа от деятельности. И так ребёнок сможет получить необходимую поддержку от взрослого и почувствует себя более успешным в процессе обучения. И тогда для всех обучение станет большим удовольствием и радостью!
Иллюстрация: Liza Chernenko, Aleksandar Savic, JAson