Простые советы по адаптации школьников для родителей и педагогов
Первые недели сентября уже прошли — ощущение новизны и праздника чуть спало и началась рутина. Этот момент особенно важен для тех, кто уже немного устал и начал сталкиваться с трудностями. Первичная адаптации к новому месту длится 1 месяц. Но у некоторых она только начинается.
Почему школьник во время адаптации испытывает дискомфорт
Дело в том, что процесс адаптации — сложный, и предполагает большую нагрузку на нервную систему и психику ребёнка. Наш организм постоянно обрабатывает информацию, поступающую из периферии в центр — в головной мозг. Когда мы находимся в обычном режиме, в привычных для себя условиях, то нагрузка снижена, и организм находится в состоянии покоя. Как только новой информации становится очень много, каналы восприятия не успевают доставлять её равномерно, и случается перегруз.
Симптомы перегрузки:
- ребёнок не рассказывает, что происходит в школе/в садике;
- ребёнок стал более чувствительный, более эмоционально на всё реагирует;
- отказ от деятельности;
- истерики;
- уход «в себя», нетипичная замкнутость;
- в садике/школе всё отлично, а дома — крики и недовольства;
- сенсорная стимуляция — больше качается на качелях, больше обнимается или, наоборот, изолируется, не подпускает к себе.
Что важно знать об адаптации школьника?
Это нормальный период. И он проходит. Поэтому, наберитесь терпения и понаблюдайте не только за ребёнком, но и за собой.
Адаптация — не время для воспитания
Отложите всю продуктивную деятельность, направленную на результат, на потом. Сейчас важно познакомиться с режимом, войти в него и этого достаточно.
В период перемен важно всё постоянное и нерушимое
Сохраните все привычные ритуалы в вашей семье: чтение книжки перед сном, совместные игры.
Это станет опорой для вас и ребёнка.
Максимум режима — минимум эмоций
Постарайтесь не перенапрягать итак перегруженную нервную систему яркими впечатлениями и эмоциями, дажепозитивными. Отложите походы в интересные места на потом. Сейчас важен чёткий режим работы, отдыха и сна.
Фокус на процесс. Радость от процесса
А вот первую/вторую/третью неделю в садике/школе/на работе можно и отпраздновать так, как хочется.
И неважно — она прошла с криками или без них.
Она прошла, и вы все справились!
Ясная коммуникация
Подкрепляйте свои слова подсказками и рисунками — рисуйте комиксы вместе с детьми.
Больше молчите и слушайте. Слова создают дополнительную нагрузку на нервную систему.
Берите паузы в своих словах.
Предварительная подготовка к изменениям
Не настолько актуально сейчас, но!
Если вдруг происходят замены учителей/воспитателей, перемены в расписании или в ваших планах на вечер — предупреждайте человека заранее. Так ему будет легче.
Наблюдение
Фиксируйте, как можете, всё, что наблюдаете у ребёнка, и у вас в состоянии и поведении. Это полезная информация об адаптивности и дальше она будет вам в помощь на протяжении многих лет.
Телесный контакт
Очень многие дети чащеобнимаются/сидят на руках/любят проводить время наедине с мамой в этот период. Дайте им возможность этого контакта.
Внимание к тихоням
Помните — стресс в адаптацию есть абсолютно у всех.
Если ребёнок его не проявляет, то, либо проявит позднее, либо он переживает иначе — наблюдайте за поведением.
Для таких детей и нас большой радостью будет, когда они, наконец, смогут расслабиться и похулиганить привычным образом в школе или детском саду.
Сентябрь, октябрь — период особого внимательного и бережного отношения к себе и ребёнку. Пусть период адаптации проходит спокойно и легко!