Адаптация первоклассников: с какими трудностями сталкиваются родители в первые месяцы школы
Содержание:
- Какие явные признаки стресса мы знаем?
- Надеть маску на себя
- Сделать незнакомое и новое более предсказуемым и понятным
- Показать ребёнку связь между школой и реальной жизнью
- Понизить ожидания от себя, ребёнка и школы
- Наблюдать за изменениями и динамикой
Адаптация к школьной жизни — это сложный переходный период как для детей, так и для их родителей. Начало учебного года для первоклассников связано с множеством эмоций: радостью от новых знакомств, волнением из-за новых знаний и страхом перед новыми обязанностями.
В первые два месяца после начала учебного года дети могут проявлять явные признаки сильного стресса. И этот стресс может быть как открытым, так и скрытым, то есть латентным, и проявляться сначала незаметно.
Какие явные признаки стресса мы знаем?

Нежелание идти в школу, проблемы в коммуникации с учителями и сверстниками, истерики вечером после школы или перед ней, накопившаяся усталость, отказ от деятельности.
«Когда наш сын пошёл в первый класс, у нас начались настоящие баталии по поводу выполнения домашних заданий. Он не понимал, зачем это нужно, и часто срывался на крики».
«Я не понимаю, что происходит с моим очень контактным и общительным ребёнком. Он замкнулся и говорит, что не хочет ни с кем общаться».
«Утро — теперь самое ужасное время. Эйфория от первых дней обучения прошла быстро, и теперь по утрам она только плачет и кричит, что не хочет идти в школу. Я не понимаю, что мне делать».
Латентные признаки могут сопровождать явные или же, наоборот, скрывать их и проявляться совсем иначе.
Что мы тогда можем увидеть? Трудности с засыпанием, повышенную раздражительность, откаты по ночному туалету или изменения в аппетите. Когда родители сталкиваются с этим впервые, они часто не знают, как себя вести, и испытывают «шок от новой реальности». Определить, что происходит, а — самое главное — как помочь своему ребёнку, бывает очень сложно.
Осложняется всё тем, что родителям тоже непросто, поскольку они также адаптируются к новой реальности.
Сложности, с которыми сталкиваются родители первоклассников, можно разделить на несколько категорий. Первая состоит в изменении распорядка дня. С началом учебного года у детей появляются новые обязанности: уроки, домашние задания, кружки и секции.
Вторая категория сложностей связана с социальной адаптацией. Переход из детского сада в школу — это не только новый образовательный процесс, но и новое окружение. Многие дети сталкиваются с трудностями в общении с ровесниками, что может приводить к конфликтам и даже к буллингу.
«Она очень стесняется и всё время сидит в стороне. Я слышал, как некоторые дети шептали ей что-то обидное».
Третья категория проблем касается эмоционального состояния родителей. Психологи отмечают, что стресс, который испытывают дети, может передаваться родителям и приводить к выгоранию.
«Я думала, что в школе у нас всё будет легко, но постоянные проблемы с успеваемостью и недовольство учителей довели меня до крайней точки. Я сама стала чувствовать себя подавленной».
Взаимодействие с учителями также может стать источником стресса для родителей. Нелегко наладить отношения с новым человеком, особенно когда это необходимо для того, чтобы ребёнку было комфортнее учиться.
Период первых двух месяцев обучения в первом классе — это время, когда важно обеспечить поддержку как детям, так и родителям.
Но что же делать, когда накопилось столько усталости от всего нового, появились проблемы, все устали и все нуждаются в поддержке?
Надеть маску на себя
Если вы видите, что перегружены, устали и каждый вечер чувствуете себя на грани нервного срыва — это верные признаки того, что стоит обратить на себя внимание и уделить себе время.
Задайте себе вопрос: «Что прямо сейчас сделает мою жизнь чуточку лучше? Что поможет мне прийти в себя? Какая мысль помогает мне просыпаться по утрам?» Найдите то, что будет радовать вас ежедневно. И постарайтесь делать это регулярно. Если помогать себе лишь время от времени, то радость и спокойствие будет невозможно накопить: ресурс уйдёт подчистую или даже уйдёт в минус.
Также старайтесь брать паузы и время для отдыха. Ничего не изменится, если вы однажды не сделаете домашнее задание или решите просто побыть в одиночестве, не контролируя происходящее в родительских чатах. Если вы хотите и дальше хорошо функционировать, нужно давать себе возможность выдохнуть. Ресурс не бесконечен.
Сделать незнакомое и новое более предсказуемым и понятным

Если вы видите, что ребёнок перегружен школьными событиями, постарайтесь структурировать информацию. Создавайте положительные мотивации через полезные привычки. Например, составьте расписание дня и чек-лист подготовки к следующему дню. Повесьте их в комнате ребёнка. Пусть он сам собирает портфель и готовит форму, а вы можете проверять.
Также заранее проговаривайте план на день с ребёнком. Просмотр следующей темы в учебнике тоже может помочь ему чувствовать себя увереннее на уроках.
Показать ребёнку связь между школой и реальной жизнью
Первоклассники сталкиваются с большим объёмом новой информации и школьными требованиями, что может приводить к усталости и нежеланию заниматься домашними заданиями.
Одна из причин недостатка мотивации — отсутствие связи между заданиями и реальной жизнью. Дети младшего школьного возраста лучше учатся, когда понимают практическую пользу знаний. Покажите ребёнку, как полученные знания пригодятся в жизни. Например, при изучении арифметики можно предложить ему помогать рассчитывать стоимость покупок.
Понизить ожидания от себя, ребёнка и школы

Помните: сейчас все всё ещё находятся в состоянии адаптации.
Часто родители имеют собственные представления о том, как должно проходить обучение, и могут быть не согласны с методами, используемыми в школе. Они могут сталкиваться с конфликтами из-за различий в оценке успехов и трудностей ребёнка.
Важно помнить, что каждый ребёнок индивидуален, и темпы его развития могут отличаться от сверстников.
Наблюдать за изменениями и динамикой
Кроме того, родителям стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребёнка.
Важно учиться распознавать сигналы, которые подаёт ребёнок: он может выражать недовольство поведением, а не словами. Если ребёнок становится более замкнутым и избегает общения, это может быть признаком трудностей — и на это стоит обратить внимание.
Если вам сложно вспомнить, как было раньше и как стало сейчас, можно записывать важные моменты в дневник адаптации и наблюдать динамику. Этот метод помогает отслеживать состояние, лучше понимать себя и ребёнка, а также поддерживает в моменты, когда кажется, что ничего не меняется.
В процессе адаптации у ребёнка также могут возникнуть эмоциональные трудности — например, страх неудачи или боязнь негативной оценки от учителя или родителей. Похвала даже за небольшие успехи может значительно повысить его мотивацию.
Советуем к прочтению: Детская психология: тревожные звоночки, которые нельзя игнорировать
Попробуйте неделю бесплатно