Детские страхи и способы их преодоления
В этой статье мы поговорим о такой противоречивой эмоции, как страх. Я не могу назвать её однозначно плохой или хорошей, потому что все наши эмоции нужны для различных целей. Какой же цели служит страх? Нормально ли, что дети чего-то боятся? Давайте разбираться.
Страх, как и любая другая эмоция, эволюционно обусловлен. Он помогает выживать. В самом базовом своем виде страх — это один из вариантов реакции «бей или беги», где бить — проявление агрессии, а бежать — проявление страха. И в этом случае страх не только помогает выживать, но и экономит энергию, потому что убежать и затаиться куда более энергоемко, чем вступать в бой, исход которого не вполне ясен. Также в нас, как и в животных, заложен определенный «образ врага», который вызывает испуг, поэтому большинство людей, скорее всего, испытает страх, увидев в темноте две светящиеся точки (вдруг это хищник готовится напасть?), или испугается змеи и паука (вдруг ядовитые?)
Всё вполне ясно, но зачем бояться человеку, который эволюционно далеко отошел от приматов, наделен сознанием и возможностью выбора? Тоже для выживания.
Мы уже можем не бояться, что нас съест хищник, а по пути на работу нас вряд ли укусит змея или ядовитый паук, но мир, тем не менее, полон опасностей, которые нам, взрослым, кажутся очевидными. Однако детям ещё только предстоит со всем этим столкнуться. Этой цели и служат возрастные страхи — научить детей избегать потенциально опасных ситуаций.
В норме страхи возникают уже у младенцев в возрасте порядка 7 месяцев, когда ребёнок начинает бояться незнакомых людей, потому что начинает делить мир на своих и чужих. Это так называемый природный страх. В целом всё, чего боится человек, можно разделить на две категории: природные и социальные страхи. Природные страхи возникают раньше и отвечают непосредственно за самосохранение, социальные же в норме помогают человеку адаптироваться в обществе.
Чего же боятся младшие школьники?
В возрасте 6-7 лет ребёнка начинает беспокоить тема смерти. Обычно в этом возрасте человек сталкивается с понимаем того, что жизнь конечна, и все мы живем после рождения лишь определенное время. В связи с этим дети начинают бояться своей смерти, смерти родителей, их также начинает особенно беспокоить темнота, одиночество и замкнутые пространства. Дети чуть постарше уже начинают испытывать социальные страхи: ребята начинают особенно бояться неодобрения со стороны родителей или окружающих.
Всё, что сказано выше, относится к условной норме, когда ребёнок растет в благополучной семье, где его потребностями не пренебрегают. И при благоприятном стечении обстоятельств такие страхи проходят сами собой за 3-4 недели. Но иногда мы, сами того не замечая, можем стать причиной возникновения у ребёнка тревоги.
Основные причины страхов детей:
1. Родители сами могут быть чрезмерно тревожными
Ребёнок же прекрасно чувствует их состояние и, не понимая причин, начинает испытывать страх, ощущать, что мир не безопасен.
2. Неясные запреты и правила
У вас могут быть вполне объективные причины запрещать ребёнку что-либо. Ребёнок же в силу возраста не может сам догадаться, почему ему запрещают те или иные вещи. В таком случае запрет будет выглядеть или как нечто соблазнительное, что очень хочется нарушить, или как нечто тревожащее.
3. Частые конфликты между родителями
Примерно до 11-12 лет ребёнок считает, что многое в этом мире зависит от него. Поэтому дети могут испытывать чувство вины и страх, что конфликтные ситуации возникают из-за них.
4. Реальная травмирующая ситуация
К сожалению, никто не застрахован от случайных обстоятельств, которые могут стать причиной возникновения страхов.
5. Запугивание
Бывает, что в попытках оградить ребёнка от опасности у нас заканчиваются аргументы. И от безысходности на ум приходят различные пугалки: «дядя заберёт», «Баба Яга украдет» и тому подобные. Ребёнок не может понять, что угроза эта беспочвенная и на полном серьёзе испытывает страх, что его отдадут или украдут.
Что же делать со страхом?
1. Даже если это обычный возрастной страх, не стоит его игнорировать. Ребёнок не должен оставаться наедине со своими переживаниями. Помните, что контролировать их ребёнок ещё не может.
2. Выясните причину страха и по возможности объясните ребёнку, что с ним происходит. Будьте терпимы, расскажите про эмоции, которые ребёнок испытывает. Таким образом вы покажете, что бояться — это не плохо и уже снимите часть напряжения.
3. Трезво оцените, насколько страх ребёнка переносим. Бывает так, что, например, не сложившиеся отношения с одноклассниками кардинально влияют на учебу, мотивацию и способность выстраивать отношения. Иногда лучше сменить школу, чем насильно заставлять ребёнка преодолевать трудности, ставя его в ситуацию неуспеха раз за разом.
4. Играйте. Даже простые игры вроде пряток и салочек помогают ребёнку пережить страх в более комфортной обстановке. В ходе таких игр ребёнок чувствует тревогу, но за ней следует разрядка. Это помогает адаптироваться к чувству страха, показать, что он может быть переносим. Если же тревога связана с более конкретными вещами, попробуйте поменяться ролями — пусть ребёнок играет роль персонажа, который его пугает.
5. Рисуйте или лепите. Так страх станет более конкретным и осязаемым, а значит не таким пугающим. С рисунком или фигуркой можно поступить, как ребёнок захочет: сломать, выбросить, закрасить. Это помогает снять эмоциональное напряжение.
6. Если вы не справляетесь самостоятельно, обязательно обратитесь за помощью к детскому психологу. Он поможет разобраться со страхом и найти способы ему противостоять. А вам расскажет, как лучше поддержать ребёнка. Ведь борьба должна быть комплексной.
В конце хочу посоветовать несколько книг, которые могут помочь вам разобраться с детскими страхами.
Дж. Готтман «Эмоциональный интеллект ребенка».
У. Нильсон, Э. Эриксон «Одни на всем белом свете»
И.Данилова «Бабушка, я боюсь темноты»
Р. Даль «Ведьмы»