Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Конспект урока: Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

Числа

21.11.2025
3270
0

Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

 

План урока

  • Переместительное свойство сложения.
  • Сочетательное свойство сложения.
  • Сложение с числом 0.

Цели урока

  • Знать свойства сложения.
  • Уметь проводить вычисления «удобным способом».

Разминка

  • Расположите числа в порядке возрастания а) 385748; б) 339482; в) 304958; 
    г) 4952004; д) 39482.
  • Назовите числа, между которыми заключено число а) 35492; б) 1909; в) 49850.

 

В первом классе, чтобы к 7 прибавить 2, нужно было к числу 7 прибавить сначала 1, потом к полученной сумме прибавить еще 1. 

 

Получаем  7+2=7+1+1= 8+1=9. 

 

Интересно, почему в начальной школе нам так непросто было находить сумму чисел, а теперь мы все вычисления с однозначными числами производим «в уме», пример 4+9=13, 8+7=15? Дело в том, что при многократном повторении мы уже знаем наизусть таблицу сложения однозначных чисел. Именно поэтому считать многозначные числа в столбик удобнее, так как при поразрядном сложении мы имеем дело только с этой группой чисел. 

 

Рис. 1. Пример сложения в столбик Рис. 1. Пример сложения в столбик

 

Напомним, что в равенстве a+b=c, где abc — некоторые числа, a и b называются слагаемыми, а c — суммой.

 

Но кроме универсального способа сложения в столбик есть еще несколько способов, которые помогают считать быстрее и удобнее. Речь идет о свойствах сложения.

 


I. Переместительное свойство сложения. От перестановки слагаемых сумма не меняется.

 

3+17=17+3

 

Буквенная запись свойства:    a + b = b + a


II. Сочетательное свойство. Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, нужно к первому слагаемому прибавить сумму второго и третьего слагаемых. Или другими словами, результат сложения трёх и более слагаемых не изменится, если какие-нибудь из слагаемых заменить на их сумму:

 

(а + b) + c = a + (b + c)


III. Сложение с числом 0

Если к числу прибавить 0, то получится то же самое число.

b + 0 = b

0 + b = b


Пример 1

Упростите выражение 184 + (b + 106)


Решение

 

Используем переместительное свойство в скобках:

184 + (106 + b), затем сочетательное свойство:

(184 + 106) + b= 290 + b

 

Ответ: 290 + b


Пример 2

Вычислите: 4 ч 47 мин + 6 ч 21 мин


Решение

 

1ч= 60 мин.

4 ч 47 мин +6 ч 21 мин = 4 ч + 47 мин +6 ч + 21 мин = 

= (4 ч +6 ч) + (47 мин +21 мин) = 10 ч +68 мин = 10 ч + 60 мин + 8 мин=

= 10 ч + 1 ч + 8 мин = 11 ч 8 мин.

 

Ответ: 11 ч 8 мин.


Упражнение 1

Выполните сложение, выбирая удобный порядок вычислений:
а) (486 + 351) + 514; 

б) 2 786 + 871 + 129; 

в) 147 + 256 + 353 + 244;

г) (3 681 + 11 388) + (4 319 + 1 612).


Упражнение 2

Упростите выражение: 

а) (26 + m) + 34; 

б)) 235 + (565 + n); 

в) 1 353 + 2 097 + р.


Контрольные вопросы

1. Назовите компоненты сложения?

2. Что означает запись a + b = b + a?

3. Расскажите сочетательное свойство сложения.

4. Что происходит с числом, если к нему прибавляется 0? 


Итоги: 

 

1. От перестановки слагаемых сумма не меняется. 

2. Результат сложения трёх и более слагаемых не изменится, если какие-нибудь из слагаемых заменить на их сумму. 

3. Если к числу прибавить 0, то получится то же самое число.


Ответы

Упражнение 1

а) (486 + 351) + 514 = (486 + 514) + 351 = 1000 + 351 = 1351;

б) 2786 + (871 + 129) = 2786 + 1000 = 3786;

в) 147 + 256 + 353 + 244 = (147 + 353) + (256 + 244) = 500 + 500 = 1000;

г) (3681 + 11 388) + (4319 + 1612) = (3681 + 4319) + (11 388 + 1612) = 

= 8000 + 13 000 = 21 000.

 

Упражнение 2

а) (26 + m) + 34 = (26 + 34) + m = 60 + m;

б) 235 + (565 + n) = (235 + 565) + n = 800 + n;

в) 1353 + 2097 + р = 3450 + р.


 

Предыдущий урок
Ряд натуральных чисел. Цифры. Десятичная запись натуральных чисел
Числа
Следующий урок
Плоскость. Прямая. Луч. Шкала. Координатный луч
Общие геометрические сведения
Урок подготовил(а)
Арина Павловна
Арина Павловна
Учитель математики
Опыт работы: 15 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке