Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Конспект урока: Лексика с точки зрения сферы употребления

Лексика и фразеология

16.11.2025
0
0

Лексика с точки зрения употребления

Многие слова в русском языке известны всем людям, говорящим на нём. Однако иногда можно встретить такие слова, которые могут быть известны лишь узкому кругу людей, например, специалистам в определённой области, либо входить в обиход в определённые исторические периоды. Именно о словах общего и ограниченного употребления пойдёт речь на сегодняшнем уроке. 

 

Желаем вам успехов в изучении нового материала!

План урока

  • Общеупотребительная лексика
  • Лексика ограниченного употребления

Цель урока

  • Знать, что такое общеупотребительная лексика, термины, диалектизмы, профессионализмы и жаргонизмы
  • Уметь отличать слова общего употребления от слов ограниченного употребления

Общеупотребительная лексика

 

Общеупотребительные слова – это слова, которые широко используются в повседневной речи и понимаются большинством людей. Их легко встретить в различных контекстах, будь то разговоры, литература, новости или интернет. Эти слова служат основой языка, объединяя говорящих и слушающих, обеспечивая ясность и понятность общения.

 

К общеупотребительным словам относятся названия предметов, действий, качеств и явлений. Например, слова дом, идти, хороший и солнце являются общеупотребительными, так как они знакомы всем и легко воспринимаются. 

 

Использование общеупотребительных слов делает речь более доступной и понятной. Они, как правило, имеют стабильное значение и редко подвержены изменениям. Тем не менее, язык – это живой организм, и со временем некоторые слова могут менять своё значение или выходить из употребления, в то время как новые термины могут становиться общеупотребительными.
 

Лексика ограниченного употребления

 

Лексика ограниченного употребления – это слова, которые используются в языке реже, чем общепринятые. Они могут содержать специфические значения и часто ассоциируются с узкими тематиками, профессиональными сферами или историческими контекстами. 

 

Разберём более подробно группы лексики ограниченного употребления:

  • термины – слова, носящие официальный характер и не имеющие экспрессивности и образности, которые употребляются в профессиональной речи, т. е. в речи людей, относящихся к определённой профессии (морфология, интеграл, магма, вирус);
     
  • профессионализмы – слова, носящие неофициальный характер и обладающие образностью, которые употребляются в профессиональной разговорной речи (баранка  руль у водителей, окно свободный от занятий урок у преподавателей, полено  хвост волка у охотников);
     
  • диалектизмы – слова и обороты речи, употребляемые жителями определённой местности (курень  изба, музга  болото, поребрик  бордюр);
     
  • жаргонизмы – слова и обороты, которые употребляют в речи люди определённых интересов, занятий или привычек (у студентов препод – преподаватель, пара – занятие, длящееся 2 академических часа, зачётка – зачётная книжка).

Использование лексики ограниченного употребления может обогащать язык и придавать ему выразительность, однако их чрезмерное использование также может затруднить понимание текста широкой аудиторией. Следует быть осторожным при употреблении диалектизмов, жаргонизмов и профессионализмов.


Контрольные вопросы

 

1. Какова роль общеупотребительных слов?

2. Какие группы слов входят в состав лексики ограниченного употребления?

3. Приведите примеры современных жаргонизмов.


Предыдущий урок
Фразеологизмы
Лексика и фразеология
Следующий урок
Активный и пассивный запас лексики
Лексика и фразеология
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке