Какой-то конкретики пока нет, ведь Стратегию представят только весной. А реальных перемен, если они и будут, стоит ждать еще позже. Но это не мешает порассуждать о том, как именно может быть реализован на практике уход от репетиторства. Если это вообще возможно.
Запрет или замена?
Напомним, о необходимости ухода от самой практики репетиторства заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. По словам чиновника, на смену платным специалистам в России должны прийти какие-то бесплатные занятия для школьников. Конечная же цель таких перемен — избавить родителей от серьезной финансовой нагрузки и обеспечить такой уровень образования, чтобы школьники учились и сдавали экзамены без помощи репетиторов.
При этом в рабочей группе, которая занимается проработкой вопроса, уже заявили: запрещать репетиторство никто не будет. Задача в том, чтобы отпала сама необходимость в услугах репетиторов.
Школа вместо репетиторов?
Пока официальная позиция не озвучена. Но большинство экспертов говорят о том, что заменить репетиторов можно только дополнительными занятиями в обычных школах. Получается, речь идет всего лишь о дополнительной нагрузке на учителей. Которых и так не хватает.
Такой вариант имеет несколько серьезных недостатков. Во-первых, согласятся ли сами педагоги на такую нагрузку? И как будет оплачиваться работа? На эти вопросы может ответить только государство и сама система образования.
Есть и более практические моменты. Почему вообще есть спрос на репетиторов? В первую очередь это формат индивидуального обучения. То есть специалист занимается с одним учеником, уделяя ему все внимание и учитывая особенности конкретного школьника. Как вариант — малой группы детей. Можно ли достичь того же эффекта на занятиях в школе? Сомнительно.
Помогут ли нейросети?
Второй вариант, о котором говорят эксперты — замена репетиторов ИИ-помощниками и специализированными онлайн-платформами. На первый взгляд решение кажется неплохим. Ведь всевозможные чат-боты и нейросети уже интегрируются в образование.
Например, Яндекс создал платформу для школьников, где нейросети помогают детям готовиться к ЕГЭ по информатике. Сервис предлагает возможность потренироваться на типичных заданиях ЕГЭ, а поможет в этом искусственный интеллект. Например, объяснит непонятные термины, подскажет алгоритм решения задачи или покажет обучающее видео. И, конечно, проверит результаты.
Судя по отзывам, сервис действительно полезный. Но все же это тренажер, а не учитель. ИИ может предложить алгоритм или объяснить термин, проверить правильность выполнения задания. Но он не ответит на все вопросы и не сделает разбор на конкретном примере, как это было бы с репетитором.
Поэтому говорить о том, что ИИ заменить репетиторов, пока рано. А мог бы симбиоз машинных алгоритмов и учителей решить проблему?
ИИ в помощь педагогам
А вот такой вариант мог бы оказаться вполне рабочим.
Обычный учитель физически не сможет уделить большой группе школьников то же внимание, что и индивидуальный репетитор. Но если на помощь придут те же ИИ-помощники, ситуация может стать совершенно иной.
Например, нейросети могли бы взять на себя проверку заданий. Это сильно разгрузило бы педагогов, а освободившееся время можно было бы уделить детям. Или возьмем те же типичные задачи. Если на дополнительных занятиях школьник будет решать задачи на специальной платформе с ИИ, то учителю останется лишь объяснять непонятные моменты и отвечать на вопросы. Вся механическая работа отойдет к нейросети.
Возможно, такой подход действительно мог бы избавить российские семьи от необходимости прибегать к услугам репетиторов. Сами по себе нейросети не заменят живого человека, но вот симбиоз педагога с ИИ вполне может изменить ситуацию к лучшему. Надеемся, такой вариант рассмотрят при принятии решения.