Но что стоит за этой сухой статистикой? И главное — как закрытие школ отражается на детях? Рассказываем в нашем материале.
Проблема в цифрах
Ситуация с закрытием школ на селе особенно остро стояла в прошлом десятилетии. Казалось бы, с тех пор многое изменилось — строятся новые и модернизируются старые учебные заведения, реализуются программы по привлечению педагогов в сельскую местность. Но, несмотря на все эти меры, проблема никуда не исчезла.
Так, с 2022 по 2024 год в России закрылась 861 сельская школа, примерно 400 из них — только в прошлом году. И ничего на этом не кончилось — сегодня в регионах готовятся к ликвидации десятки общеобразовательных организаций.
«По сути, в сельской местности уже и закрывать особо нечего, хотя процесс продолжается. Обычно закрытия приходятся на конец года. К нам в профсоюз после этого учебного года поступило около десятка вопросов по таким ситуациям в Мордовии, Чувашии и Оренбургской области», — рассказывает председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков.
Какие школы закрывают?
В первую очередь — малокомплектные. То есть те, в которых учится слишком мало детей. При этом под угрозой даже совсем уникальные школы.
Например, в мордовском селе Шокша пока еще функционирует единственная школа, где изучают редкий диалект эрзянского языка — одного из государственных в Республике Мордовия. Но над учебным заведением уже нависла угроза ликвидации — здание признано аварийным, да и учатся там немногим более 20 детей.
Местные жители уже обратились к руководству республики с просьбой сохранить школу.
«Закрытие национальной шокшинской школы нанесет непоправимый вред мордовскому (эрзянскому) языку, в частности шокшинскому диалекту. Шокшинская школа — единственная мордовская национальная (эрзянская) школа в районе, поэтому всегда была в центре внимания и вызывала интерес», — следует из их обращения.
Возможно, столь уникальную организацию и удастся отстоять. Но повезет точно не всем — сегодня к закрытию готовятся минимум девять школ в Волгоградской, Омской, Саратовской и Ярославской областях, а также Забайкальском крае и Республике Мордовия.
Почему так происходит?
Самая частая причина закрытия школ на селе — обветшание зданий и плохое санитарное состояние. И, к сожалению, единого подхода к модернизации сельских организаций сегодня нет. Причина — на капремонт в рамках национальных проектов могут рассчитывать школы, в которых минимум 100 учащихся.
«Однозначно нужна отдельная программа ремонта малокомплектных школ. Закрытие школ — это волнующий вопрос для семей с детьми, но, подчеркну, что безопасность детей должна быть на первом месте», — считает депутат Юлия Оглоблина.
Следующая причина — дефицит педагогов. Нехватка кадров достигла колоссальных масштабов по всей стране, но в сельских школах она стоит особенно остро.
«В села сложнее привлекать молодых педагогов. В сельских школах ниже, чем в городских, доля учителей до 30 лет — 11,1% и 16,7% соответственно. Часто учителями в родную школу приходят бывшие выпускники, для которых это гарантированное и знакомое место трудоустройства. Для привлечения кадров также работает программа «Земский учитель», — объясняет эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Константин Анчиков.
Конечно, эти меры приносят результат, но полностью выправить ситуацию пока не удалось.
А где учиться детям?
Закрытие школы вовсе не значит, что учащихся просто отправляют по домам — обычно их переводят в другие общеобразовательные организации. Вот только расположены они могут быть в соседнем селе. Или даже в райцентре. Конечно же, такой подход приносит массу неудобств.
Как это работает? Выделяется автобус, который каждое утро отвозит детей из нескольких соседних сел в школу, а после уроков — развозит по домам. Вот только времени на это уходит слишком много.
«Собирать детей начинают с 6:30 утра, то есть им приходится очень рано вставать, а некоторые попадают в школу еще задолго до начала занятий, ожидая, когда автобус привезет следующую партию учеников. Кроме того, такие дети практически лишены дополнительного образования, так как кружки проводятся в послеобеденное время, а детей начинают развозить обратно по их селам сразу после окончания уроков», — объясняет Дмитрий Казаков.
О снижении нагрузки на школьников в этом случае говорить не приходится.
Но есть и хорошие новости. При нормальной организации процесса даже закрытие школы может принести детям пользу. Каким образом? Например, если всех учащихся переводят в крупную районную общеобразовательную организацию. Там и материальная база лучше, и уровень подготовки выше.
«В крупных школах есть и учителя, и необходимое оборудование. Все исследования показывают, что ученики в крупных школах, укомплектованных педагогами и оборудованием, показывают более высокие результаты», — констатирует профессор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
Советуем к прочтению: От 1 до 3,5 часов: стало известно, сколько школьники должны сидеть над домашкой
Фото: freepik.com