А как же тогда разговорить школьника? Вовлечь его в беседу, узнать о его переживаниях, желаниях и так далее? Об этом сегодня и рассказывает психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.
Правильные и неправильные вопросы
«Есть ряд нестандартных вопросов, которые можно задавать ребенку в течение учебного года, на которые он будет открыто отвечать, что с ним происходит. И отвечая на них, ваш ребенок формальным „нормально“ не отделается. а вам будет легко завести диалог и узнать, что же случилось за день с ребенком в школе», — рассказывает Кира Владимировна.
Напомним, открытые вопросы — это такие, на которые нельзя ответить «да» или «нет». Они стимулируют человека дать более распространенное объяснение. Чаще всего такие вопросы начинаются со слов: когда, почему и зачем.
А вот и примеры таких запросов на разговор:
• расскажи мне, пожалуйста, что с тобой произошло в школе. И здесь можно говорить не только об учебном процессе, но и об общении с одноклассниками, играх на перемене в школе и многом другом;
• есть ли в твоем классе кто-то, с кем тебе не хочется разговаривать? И почему? В этом случае ребенок может рассказать о том, какие качества ему не нравятся в человеке, а какие нравятся в людях в принципе. Тема межличностных взаимоотношений крайне важна;
• скажи мне одну новую вещь, которую ты сегодня узнал в школе. Каждый день дети узнают что-то новое. И если из скучных уроков он может ничего особенного не вспомнить, то всегда найдется что-то любопытное, что ребенок узнал фоном. Если же школьника заинтересовала тема урока, то ее изучение можно продолжить и дома;
• а что тебе в школе больше всего сегодня не понравилось? Постарайтесь выяснить что-то конкретное и поговорить о том, как эти вещи могут пригодиться ребенку в будущем;
• если бы о твоем школьном дне снимали фильм, в каком жанре он был бы? Такой нестандартный вопрос дает возможность пофантазировать, посмеяться, вспомнить что-то интересное и поразмышлять;
• как ты считаешь, а что не надо изучать в школе? А что, наоборот, необходимо? Ответы ребенка могут быть самыми разными, но они не делятся на правильные и неправильные. Ведь это в первую очередь диалог, который позволит вам узнать о ребенке что-то новое.
И помните: нет какого-то четко определенного «неудачного» времени для таких вопросов. Нужно только поэкспериментировать и выяснить, когда ребенок наиболее словоохотлив.
Когда и как заводить разговор?
Здесь во многом придется положиться на собственную интуицию. А еще полезно учитывать несколько простых рекомендаций нашего психолога.
Итак:
-
Выбирайте подходящее время. Если ребенок выходит из школы с другом, а тут вы с вопросами, он почувствует только раздражение. Дождитесь, пока вы останетесь наедине.
-
Создавайте ситуации. Например, предложите ребенку прогуляться вместе в магазин.
-
Начинайте разговор во время дел, не требующих прямого зрительного контакта. Многим подросткам тяжело откровенничать, глядя в глаза родителю. Поэтому можно начинать диалог в процессе выполнения каких-то домашних дел.
-
Обращайте внимание на свою мимику и интонацию. Иногда после сложного рабочего дня мы можем бросить усталое «ну что тебе еще?». Лучше избегать таких ситуаций, иначе в будущем ребенок просто не захочет к вам обращаться.
-
Выдерживайте паузу. Дети не всегда могут сразу же ответить на вопрос, особенно сложный. Иногда им нужно время подумать. Просто скажите: «когда будешь готов, можем вернуться к этому разговору».
-
Не реагируйте слишком эмоционально. Зачастую школьник может выпалить первое, что пришло ему в голову. Например, «меня все бесит, не хочу об этом говорит». Дайте время себя и ребенку.
-
Старайтесь всегда сохранять спокойствие, даже когда ребенок рассказывает какие-то неприятные вам вещи.
«И самое главное — будьте другом для вашего ребенка, чтобы ему хотелось с вами общаться, разговаривать, делиться и получать ту любовь, которую он ждет и на которую рассчитывает», — подытоживает Кира Гольдштейн.
Советуем к прочтению: Психолог дала советы, как отвечать на неудобные вопросы ребенка
Фото: freepik.com