Попробуем разобраться, насколько остро стоит проблема дефицита школьных учителей, почему она вообще возникла и как решается.
Путаница в цифрах
В конце прошлого года руководитель сервиса Superjob Алексей Захаров в одном из интервью заявил, что дефицит учителей в России может достигать 500 тысяч человек. Очевидно, такие выводы он сделал исходя из количества и динамики размещения вакансий для педагогов. Цифра шокирует. Но вот оценить, насколько она соответствует реальной ситуации на местах, довольно сложно.
А вот по данным Росстата, дефицита учителей в России и вовсе не существует. Эти выводы настолько удивительны, что не так давно в Госдуме даже призвали проверить адекватность такой оценки ситуации.
«Сегодня на заседании все фракции поднимали вопрос про дефицит кадров в сфере образования. <...> Однако у Росстата другая информация. Об отсутствии дефицита учителей. У меня есть серьезные сомнения в достоверности этих данных... В этой связи считаю необходимым обратиться к правительству с просьбой внимательно отнестись к методикам, которые используются для подсчета», — заявила в интервью первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.
Почему же такие разные сведения? Все просто. В официальную статистику включаются сведения о педагогах-совместителях, а также учителях, преподающих параллельно совершенно разные предметы. Такой подход сильно искажает реальную ситуацию и сглаживает масштабы проблемы. То есть фактически педагога по какому-то предмету нет, но в статистике этот момент не учитывается, поскольку другой педагог закрывает собой несколько ставок.
Очевидно, что с такими подсчетами истинное положение дел определить трудно. Но ориентиры все же есть. В начале февраля разобраться в ситуации поручил российский президент Владимир Путин. По его информации, только нехватка учителей математики сегодня составляет 33,2, немногим лучше обстоят дела с педагогами по физике — их дефицит оценивается в 24,1%. И, по словам лидера страны, эта пропасть становится все больше вот уже на протяжении восьми лет.
Куда и почему исчезли педагоги?
Начнем со второй части вопроса. Низкие зарплаты, чрезмерная нагрузка и высокая бюрократизация рабочего процесса — вот основные факторы, провоцирующие нехватку педагогов.
По данным Минпросвещения, средняя зарплата учителя в России за период с января по июнь 2024 года составила 71 052 рубля. Вот только эта цифра сильно отличается от предложений в вакансиях, размещенных на популярных площадках для поиска работы. Что касается регионов, чаще всего можно встретить офферы с уровнем оплаты труда в 40-45 тысяч рублей. В столице ситуация получше.
Откуда такой разбег? Опять же, в официальной статистике учитываются только суммы, а вот про количество ставок все как-то забывают. То есть, зарплата может быть не так уж и плоха, но вот нагрузка на педагога при этот будет зашкаливать.
Как итог — многие учителя уходят в репетиторство. Оплата труда выше, нагрузка меньше, да и объемы бумажной работы несопоставимы. Молодые же педагоги и вовсе не горят желанием идти работать в школы в принципе. На сегодня доля молодых специалистов в образовательной сфере составляет всего лишь 10%.
Решения и перспективы
Не секрет, что самый высокий дефицит педагогов наблюдается в небольших и отдаленных населенных пунктах. Для решения этой проблемы в России уже давно действует программа «Земский учитель». По ней педагоги могут трудоустроиться в сельские школы, получив «подъемный» миллион и другие меры поддержки. Надо сказать, что проект действительно работает. Но полностью закрыть дефицит пока не удается.
Кроме того, в регионах реализуется множество других программ: это и целевой прием на обучение с последующим трудоустройством, и разного рода премии, гранты, единовременные выплаты и так далее.
И вот сейчас в Госдуме снова задумались, как же сократить дефицит педагогов.
«Нужен честный и открытый анализ ситуации, чтобы разработать эффективные меры для привлечения и удержания педагогических кадров в школах», — отметила Лантарова.
В свою очередь, Председатель Госдумы на своем телеграм-канале запустил обсуждение о необходимых мерах поддержки и других способах решения проблемы. Очевидно, его результаты, в том числе, будут учтены при разработке новой стратегии образования. Хочется надеяться, что в ее основу лягут эффективные механизмы, которые позволят выйти из многолетнего пике в кадровом вопросе.