Не так давно в Минпросвещения поделились планами по расширению инклюзивного образования на 2025/2026 учебный год. А как обстоят дела сегодня? И что хотят изменить? Разбираемся в нашем материале.
Ситуация в цифрах и планы
Сегодня в российских образовательных организациях учатся свыше 1,15 млн детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Более половины из них — в обычных школах.
Еще порядка 517 тысяч детей с ОВЗ посещают детские сады, 13,6 тысячи человек учатся колледжах и техникумах, на частные учебные заведения приходится чуть больше 200 тысяч детей.
Очевидно, что такие внушительные цифры требуют повышенного внимания и особых подходов. Поэтому уже в предстоящем учебном году инклюзивное образование ждут большие перемены:
• вводится мониторинг инклюзивной среды во всех школах страны;
• планируется издание специальных учебных пособий для ребят с ограниченными возможностями здоровья;
• родители смогут выбирать формат обучения для своих особенных детей — обычная школа или специализированная.
«С 2025/26 учебного года мы вводим ежегодную оценку инклюзивной среды во всех школах. Для этого, по поручению президента, в РФ уже разработана и утверждена специальная модель с четкими критериями — как должна работать инклюзивная школа», — рассказывает директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения РФ Лариса Фальковская.
Но что стоит за этими сухими формулировками об инклюзивном образовании? Посмотрим, что говорят эксперты.
Инклюзия - это про выбор
Как же работает инклюзивное образование? До сих многие люди считают, что инклюзивных подход — это просто классы, в которых на равных учатся обычные и особенные дети. Но смысл совсем не в этом. Ключевой посыл инклюзии — это возможность выбора между традиционной школой и специализированной. И итоговое решение здесь остается за семьей и самим ребенком с ОВЗ.
«У нас бывает, что ребенок идет в инклюзию, учится несколько лет, а потом иногда родители, иногда он сам говорит: „Нет, я хочу учиться в классе поменьше, не хочу находиться в ситуации соревнования“, — и уходит в специальную школу, но ему там становится комфортно. Это его выбор», — объясняет член совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Анна Битова.
Почему инклюзия нужна?
Короткий ответ — для того, чтобы ребенок с ОВЗ научился жить во внешнем мире. Тем более, что исследования показывают: лучше всего адаптируются к окружающей действительности именно дети, которые учились в обычной школе. Те же, кто посещал специализированные заведения, нередко остаются как бы в вакууме. Именно поэтому инклюзивное образование предпочтительнее для большинства особенных детей. Если нет серьезных медицинских противопоказаний, конечно.
«Да, кто-то пойдет в университет, кто-то окончит колледж, кто-то обычную школу, а кто-то — школу по адаптированной программе. <...> Когда такой человек вырастает, он может заниматься каким-то простым видом работы: например, помогать дворнику, быть задействованным в посадке цветов, в озеленении. Да, он, может быть, не сможет что-то объяснить, но этот человек в социуме: его знают, его учитывают, потому что у него была возможность учиться и расти в социуме», — говорит Анна Битова.
Кто должен учить?
Как и во всей системе образования, инклюзии не хватает кадров. Например, тьюторов, психологов, дефектологов и других узких специалистов. Да и к подготовке есть вопросы.
«К сожалению, не везде проводят качественное практико-ориентированное обучение для педагогов и тьюторов, а также логопедов, дефектологов и психологов. Зачастую это теоретические знания, которые не говорят о том, как работать с детьми со сложным поведением на практике», — объясняет руководитель проектов АНО «Тьютор в инклюзии» Марина Мантлер.
Чтобы решить проблему, для начала нужно понять ее масштабы. По мнению Мантлер, первый шаг в этом направлении — объективный мониторинг уровня подготовки тьюторов. А следующий этап — разработка системы наставничества, когда опытные специалисты сопровождали бы начинающих на старте их работы в инклюзивном образовании. Всевозможное дополнительное образование тоже приветствуется.
Упор на интерес
Еще один проблемный момент — оценивание особенных детей только лишь по диагнозу. При этом их интересы, особенности восприятия и мышления нередко отходят на второй план. И это в корне неверный подход, который нужно менять, уверены эксперты.
Очень часто дети с ОВЗ демонстрируют серьезные успехи в какой-то одной области, но могут «пасовать» в элементарных темах. В этой связи было бы правильно учитывать индивидуальные особенности таких ребят, выстраивая образовательный процесс.
«Не делить детей по диагнозам, не категоризировать по дефицитам, а видеть личность в каждом, рассматривать изменения среды, а не ребенка, изучать его интересы и ресурсы, создавать доверительные отношения в рамках гуманистической педагогики и опоры на этику и эмпатию», — так формулирует первоочередную задачу инклюзивного образования Марина Мантлер.
Коротко о главном
Законодательно право выбора между инклюзивным и специализированным образование закрепили не так давно — в 2012 году. И за прошедшее время сделано действительно многое для создания полноценной инклюзивной среды в российских школах. Но, конечно же, нам еще есть, к чему стремиться.
По мнению экспертов, специальные учебники и введение ежегодного мониторинга — это инициативы, которые могут сделать инклюзивное образование еще более комфортным. Но очень важно, чтобы запланированные меры реализовывались при участии квалифицированных специалистов в сфере инклюзии, а главное — чтобы эти идеи воплощались в жизнь, а не оставались просто планами «на бумаге».
Советуем к прочтению: Переход в другую школу: когда это необходимость, а не блажь?
Фото: freepik.com