И хотя авторы документа заявляют, что нововведения никак не отразятся на качестве подготовки детей, эксперты не столь оптимистичны.
Разбираемся, с чем связаны изменения и какие у них могут быть последствия.
Сокращение или оптимизация?
Сегодня на изучение иностранного языка в 5-9-х классах суммарно отводится 510 часов — по три урока в неделю на протяжении всех пяти лет. При этом неважно, учит ребенок английский, испанский, китайский, немецкий или французский. Мипросвещения предлагает сократить общую учебную нагрузку по предмету до 408 часов. По годам это будет выглядеть так:
• 5-й класс — 68 часов;
• 6-й класс — 68 часов;
• 7-й класс — 68 часов;
• 8-й класс — 102 часа;
• 9-й класс — 102 часа.
Таким образом, на получение базовых знаний по предмету времени будет объективно меньше. Отразится ли это на уровне подготовки? В Минпросвещения обещают, что программу оптимизируют и качество образования не пострадает.
Меньше иняза больше других дисциплин
Прежде всего, чтобы перераспределить часы между предметами, не нарушая требований к нагрузке на школьников в целом. Мы рассказывали, что уже с 1 сентября школы начнут переходить на Единое расписание и планирование. Эта система устанавливает, в том числе, и допустимую учебную нагрузку на детей в классе и при подготовке домашних заданий.
А еще не секрет, что по отдельным предметам уроков станет больше — по той же истории, например количество уроков в 5-7-х классах вырастет с двух до трех в неделю. Плюс с 2026 года добавится один урок по дисциплине «Духовно-нравственная культура России». Естественно, на эти новшества где-то нужно взять часы. Выход — сократить время на изучение других предметов. И работа эта уже началась.
Так, уже с 1 сентября из программы 6-7-х классов исчезнет «Обществознание». А с 2026 года дисциплину перестанут преподавать и в 8-х классах. Освободившиеся часы отдадут под уроки истории. Вероятно, в ситуации с иностранным языком Минпросвещения идет по схожему пути.
«Учитывая ограниченность учебных часов, установленных санитарными нормами (СанПин), возникает необходимость перераспределения учебной нагрузки между предметами. Мы проанализировали программу по иностранному языку: ее содержание вполне может быть адаптировано так, чтобы уменьшение часов не повлияло на снижение качества обучения», — объяснили в Институте содержания и методов обучения им. В.С. Леднева.
Новая программа по инязу уже разрабатывается. И если проект о сокращении часов будет принят, школьники увидят ее уже в 2026/2027 учебном году.
Куда приведут перемены?
Мнения экспертов и педагогов, как это обычно и происходит, разделились.
Одни уверены, что сокращение часов по иностранному — вполне ожидаемая и обоснованная мера. Многие вузы сегодня убирают иняз из перечня ЕГЭ для поступления, а на его место приходят дисциплины естественнонаучного цикла — физика, химия, биология и так далее.
«Сокращение не ведет к полной отмене иностранного языка в школе. Освободившиеся часы могут пойти на изучение русского, литературы, математики, биологии и т. п. Ведь часов у данных предметов не всегда хватает, а ребята считают их более востребованными на экзаменах», — считает заведующая питерской школой № 306 с углубленным изучением английского языка Анна Бакашкина.
Но есть и другое мнение: требования вузов, конечно, важны, но и про общее развитие ребенка забывать не стоит. А знание иностранного языка — важная часть кругозора.
«Английский язык в современном мире — это не просто школьный предмет. Английский — язык мировой науки. Подавляющее большинство рецензируемых научных журналов, международных конференций, исследований и баз данных используют именно его. Без уверенного владения им будущему ученому, инженеру или врачу будет сложно», — уверена учитель русского и литературы из Санкт-Петербурга Анна Корсакова.
Как сохранить знания?
Учитывая последние тенденции в образовании, решение о сокращении часов иностранного вполне может быть принято. В связи с этим эксперты советуют подумать над альтернативными вариантами изучения иняза — онлайн-курсами, программами допобразования и так далее.
«Если два часа — это основное время, то стоит рассмотреть и другие формы обучения, такие как кружки, клубы, онлайн-курсы или занятия с носителями языка», — говорит учитель английского языка из Иркутской области Екатерина Ахмеева.
Педагогам же стоит подумать над внедрением новых методик преподавания, которые позволят поддерживать качество знаний на достойном уровне. В этом помогут интерактивные подходы, цифровые технологии и другие современные формы работы.
Советуем к прочтению: Учебный 2025/2026 год: главные нововведения для педагогов и школьников
Фото: freepik.com