Назад
20 февраля 2025 г.

Как научить школьника не откладывать дела на потом: советы психолога

Как научить школьника не откладывать дела на потом: советы психолога
Откладывать дела на потом — это ведь так свойственно человеку. И, конечно, поступают так не только дети, но и взрослые. Тем более, что жизненный опыт подсказывает нам: если отложить что-то на потом, то иногда это можно и вовсе не делать.

Но сегодня речь пойдет о детях, не обладающих пока такими знаниями. И поэтому их еще можно научить делать все своевременно. Как? Поговорим об этом с психологом Онлайн-школы № 1 Кирой Гольдштейн.

Если дети откладывают дела на потом, это не всегда свидетельствует о банальной лени. И если вы заметили такое поведение за свои ребенком — самое время вмешаться. Ведь только родители могут вовремя прийти на помощь и разобраться, что к чему.

«Привычка ребенка откладывать все на потом особенно мешает, когда нужно готовиться к контрольным работам или экзаменам. Но что же это такое? Переутомление или неумение что-либо доделывать до конца? Или просто прокрастинация? Давайте разберемся», — предлагает Кира Владимировна.

Почему мы откладываем дела?

Чтобы искоренить какое-то явление, для начала нужно разобраться в его истоках. Вот и здесь приведем самые типичные причины, по которым дети и взрослые откладывают все на потом.

  1. Отсутствие интереса. Недостаток мотивации — очень серьезная проблема. Зачем это делать? Чтобы сосредоточиться на каком-то занятии, сначала оно должно отозваться в душе. Проще говоря, нужно «загореться» им. С уроками это сложно сделать.
  2. Боязнь провала. За желанием оттянуть выполнение домашнего задания до последнего часто стоит незнание материала, его сложность или просто нежелание разбираться. Точно так взрослые страшатся своих обязанностей из-за нехватки квалификации.
  3. Боязнь успеха. Например, школьник может размышлять так: «если я буду хорошо готовиться, рано или поздно меня возьмут на олимпиаду. А там я точно допущу ошибку, потому что уровень слишком высок».
  4. Перфекционизм. В этом случае человек предъявляет к себе нереалистичные требования. И, казалось бы, это должно вести к достижению все новых высот. Но на деле происходит иначе: ребенок, понимая риск сделать что-то неидеально, вообще перестает что-то делать. Нередко такие ситуации провоцируют сами родители, предъявляя завышенные требования к ребенку.
  5. Неуверенность в себе. Она может быть вызвана критикой со стороны родителей, учителей или окружающих ребят. Банального «ты пишешь, как курица лапой» может быть достаточно для того, чтобы ребенок перестал хотеть вообще что-то делать.
  6. Копирование поведения родителей. Если взрослые вокруг откладывают дела на потом, будьте уверены — ребенок начнет поступать точно так же.

Последний пункт — пожалуй, один из ключевых. Ведь дети всегда подражают родителям. Как в хороших привычках, так и в плохих. Поэтому начинать всегда нужно с себя.

Как помочь ребенку перестать все откладывать?

Какие же шаги помогут вам и вашему ребенку вместе преодолеть привычку все откладывать? На самом деле они довольно простые. Если начать действовать, не откладывая на потом.

  • Научите ребенка составлять списки дел. Чтобы всем было проще, сделайте таблицу из четырех столбцов: «срочные и важные дела», «срочные, но не важные», «важные, но не срочные» и «не срочные и не важные». Сядьте вместе и распределите все текущие дела.
  • Делите рабочее время ребенка на промежутки. Вы же можете понять, когда ему нужен отдых, а когда можно включиться в работу? Обозначьте четкий график. Например, 40 минут занятий и 20 минут отдыха. И следите за его исполнением. Со временем вы увидите, что ребенку стало легче концентрироваться.
  • Составляйте списки долгосрочных дел. Например, если в четверти нужно прочитать определенное количество книг, разделите объем по месяцам. Кстати, такой подход помогает научить и финансовому планированию.
  • Показывайте собственным примером. С утра проговорите при ребенке, какие важные дела нужно сделать в течение дня. Тем самым вы покажете, что тоже умеете распределять свои задачи.
  • Наблюдайте за ребенком. Присмотритесь, когда он больше всего отвлекается? Если вся семья смотрит телевизор, а школьник сидит за домашкой, такой порядок вещей не добавляет ему энтузиазма.
  • Позволяйте ребенку брать на себя ответственность. Пусть он сам предлагает варианты решения задачи, а вы его за это хвалите.

«Пока ребенок не научился поэтапному выполнению всех дел, старайтесь идти ему навстречу. Сделайте так, чтобы все члены семьи непосредственно участвовали в помощи ему. Выключите телевизор и возьмите книги, например», — советует психолог.

От слов к делу

Подсказывайте ребенку, какие дела потребуют много времени. Конечно, он может увлечься рисованием, а на математику не останется времени и сил. Поэтому проговаривайте, что сначала нужно делать сложные вещи, а потом уделять время творчеству или чему-то подобному.

Еще очень полезно показать ребенку, что даже самая сложная и громоздкая задача может выполняться поэтапно. Ведь если разбить дело на небольшие шаги, оно уже не будет казаться таким невыполнимым.

Некоторые дети могут специально затягивать дела, чтобы привлечь к их выполнению взрослых. Кто-то ждет, что родители сами все сделают, а кому-то просто не хватает внимания. если вы видите такую ситуацию, ни в коем случае не раздражайтесь. Просто дайте ребенку возможность сделать что-то самостоятельно. Поощряйте и хвалите его.

«Если же ребенок все равно не хочет делать домашнее задание, попробуйте хотя бы раз не настаивать и не ругаться. Просто оставьте его с этим наедине. Пусть в этот раз возьмет ответственность на себя и получит ту оценку, которую заслужил. Возможно, это придаст ему больше желания в следующий раз сделать что-то самостоятельно», — говорит Кира Владимировна.

Хватит у вас терпения делать все это, чтобы помочь ребенку? Если ответ положительный, то уже в скором времени ребенок будет все реже и реже откладывать дела на потом.

Image by cookie_studio on Freepik