И все же каждый из нас может вспомнить хоть одну дисциплину, изучать которую было сплошным наказанием.
Почему предмет не интересен?
Чаще всего причиной такого восприятия является не сложность предмета, а неинтересная манера подачи материала. Монотонными объяснениями по учебнику детей не увлечешь.
Поэтому главная задача педагогов — не просто пройти темы по программе, а заинтересовать школьников в своем предмете. И при правильном подходе даже полного гуманитария можно влюбить в одну из точных наук. И наоборот.
Как увлечь школьников?
Какие же способы помогут учителю по-настоящему увлечь детей в мир знаний? Рассказываем о самых действенных методах.
Эмоциональная вовлеченность
Старайтесь с первых минут урока завладеть вниманием учащихся. Можно рассказать интересный факт из жизни ученого, который открыл физический закон. Или провести параллели с популярными фильмами. Например, тот же «Интерстеллар» можно использовать, чтобы разобраться в вопросах гравитации, черных дыр и временных эффектов.
Конечно, учителю придется дольше готовиться к урокам, искать информацию, придумывать параллели. Зато дети точно заинтересуются.
Польза для жизни
Школьникам нужно рассказывать, как знания по предмету пригодятся им в жизни. Например, можно сделать подборку популярных профессий и под каждую подобрать список важных дисциплин и тем.
Больше визуала
Современные дети много времени проводят в соцсетях, основа которых — визуальный контент. Это отражается и на особенностях восприятия окружающей реальности.
Обычный конспект под диктовку — это классика, но довольно скучная. А вот если добавить визуальные эффекты (карточки с главными тезисами, слайды, иллюстрации и даже видео), отклика от школьников будет больше.
Живые обсуждения
Если педагог монотонно объясняет новый материал, интерес учеников быстро начинает падать. Поэтому лекционную часть можно чередовать с обсуждениями. Прошли блок — предложили школьникам обсудить услышанное. И здесь уже можно поговорить о параллелях с жизнью, практической пользе и так далее.
С одной стороны, такой подход помогает избежать перегруза от количества нового материала, с другой — привлечь внимание школьников.
Креативное закрепление
Конечно, повторение и решение типовых задач — это стандартный способ закрепления пройденного материала. Но можно разнообразить процесс другими креативными форматами.
Разбейте учеников на группы — и пусть они подготовят интересный проект по теме, презентацию, кроссворд или викторину. Во-первых, это побудит детей глубже погрузиться в материал, а во-вторых — «прокачает» навыки командной работы.
Планы и списки
Не только креатив, но и четкая структура поможет школьникам не заскучать. Составляйте подробный план урока и всегда следуйте ему. А самую важную информацию лучше давать в формате списков — там материал будет легче запомнить.
Разнообразие методов
Если вы постоянно используете на уроках одни и те же техники привлечения внимания, со временем они перестают работать. Ведь дети уже знают, чего ждать и в какой момент. Поэтому важно регулярно удивлять учащихся чем-то новым. Пусть это будут неожиданные вопросы, новые формы уроков и методы контроля. Главное — не становиться совсем уж предсказуемым.
Ораторские приемы
Ими тоже не стоит пренебрегать. Делайте паузы по ходу объяснения нового материала, меняйте интонации и темп речи. Словом, не давайте детям уснуть под монотонную лекцию.
Начинайте с себя
Ну и напоследок самый важный совет педагогам: свой предмет нужно любить. Дети отлично видят, увлечен учитель тем, что рассказывает, или просто отрабатывает свои часы. Поэтому без личной вовлеченности в науку никакие эффективные техники не будут работать в полной мере.
А еще важно не только учить, но и учиться самому. Интересуйтесь новыми открытиями и достижениями отрасли науки, совершенствуйте навыки и себя как профессионала. Тогда и ученики проникнутся вашей любовью к предмету.
Советуем к прочтению: Сколько в России стоят услуги репетиторов, кружки и секции – исследование
Фото: freepik.com