Давайте же разберемся во всех «за» и «против», и попытаемся найти правильное решение этой непростой дилеммы. А поможет в этом психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.
Заниматься или нет?
«Летние каникулы необходимы, чтобы ребенок отдохнул, восстановился и набрался сил перед следующим учебным годом. Поэтому, конечно, нужно дать ребенку хотя бы несколько недель „ничегонедела», — объясняет Кира Владимировна.
Большинство учителей сходятся во мнении, что заниматься летом нужно, если у ребенка есть проблемы с какими-то определенными темами. Можно это делать в спокойной обстановке и с использованием интересных дополнительных материалов по теме. Например, документальных и художественных фильмов, литературы.
Если же вы не уверены, стоит ли загружать ребенка летом, вспомните, как он начинает учебный год. Если на раскачку ему требуется много времени, то стоит начать заниматься уже в августе.
Важно! Не забывайте о мотивации к учебе. Если на каникулах вы будете просто заставлять ребенка заниматься, это может вызвать у него отторжение, которое последует и в новый учебный год. Есть смысл обсудить заранее, в какие дни, как и чем он будет заниматься. Так школьник будет лучше подготовлен к самому факту.
Проблемные предметы: как с ними быть?
Некоторые дисциплины практически требуют вовлеченности ребенка даже на каникулах. Именно они обычно вызывают особую тревогу у родителей. О каких предметах речь?
Во-первых, литература.
Всем школьникам на лето выдается список произведений для чтения на каникулах. И, казалось бы, это уж точно придется выполнять. На самом же деле, литература на лето для младших школьников в любом случае потом изучается в течение года. Поэтому куда важнее привить ребенку любовь к чтению как таковую, чтобы он просто начал читать самостоятельно хоть что-то.
Что касается старшеклассников, объемы заданий у них значительно больше. И этому нужно уделять внимание летом.
«Я хочу напомнить, что главным примером для ребенка являются родители. Читайте сами дома книги, чтобы дети видели это, ходите вместе в книжные магазины, чтобы ребенок мог сам выбрать книгу, которая ему нравится», — советует психолог.
А еще вы можете просто помочь ребенку с тем же списком литературы. Как? Рассказываем:
• расскажите коротко сюжет нескольких произведений, чтобы ребенок мог выбрать первую книгу;
• если книжка никак не читается, можно попробовать воспользоваться аудиоверсией. Пусть ребенок сначала послушает произведение, а уже во время учебного года будет читать его;
• читайте вместе;
• если список литературы вызывает ярое неприятие со стороны школьника, не настаивайте. Пусть начнет читать то, что ему нравится.
Главное, чтобы ребенок втянулся в сам процесс.
Следующий проблемный предмет — иностранный язык.
Часто родителям кажется, что в отсутствие практики полученные знания очень быстро выветриваются из головы ребенка. Отчасти это правда. Вот только классические занятия на каникулах уж точно не вызовут у ребенка радости. Но можно ведь сменить сам формат занятий?
Для младших школьников есть очень интересные и красочные книжки, сказки и другие материалы на иностранном языке. Выберите произведение, которое ребенок уже читал на родном языке, а потом найдите его же в переводе.
Для ребят постарше можно выбрать фильмы на иностранном языке, которые можно смотреть с русскими субтитрами. То же самое касается популярных мультфильмов.
Важно! Выбирайте материалы по возрасту. Если книга окажется слишком сложной, ребенок бросит читать и больше к ней не вернется.
И главное — не зацикливайтесь на грамматике. Лучше уделите внимание словарному запасу. При этом изучать окружающий мир лучше наглядно. Например, во время тех же прогулок можно практиковаться в иностранном языке на предметах, растениях, животных и явлениях вокруг.
А еще можно на лето поискать полезные программы и приложения, которыми ребенок сможет пользоваться в своем гаджете во время каникул.
Правильное время для занятий
Многие родители, которые решили все же заниматься с ребенком летом, задаются вопросом: какое время отвести под уроки?
«Это все очень индивидуально и зависит от ребенка, его возраста и ситуации. Лучше не выбирать то время, которое может быть занято общением, прогулками или познавательными поездками», — отвечает Кира Владимировна.
Для занятий лучше использовать то время суток, в которое ребенок обычно ничем не занят. А вот от уроков вечером лучше отказаться — после прогулок и активного времяпрепровождения сил на учебу у ребенка не будет.
Организация летних каникул: общие советы
И в завершение приведем несколько рекомендаций психолога не только по организации учебы в летний период, но и по времяпрепровождению на каникулах вообще.
-
Выработайте алгоритм уроков, чтобы ребенок понимал, когда и чем ему заниматься. Или пусть сам составит расписание.
-
Учитывайте мнение ребенка. Если при одной мысли о занятиях летом ребенок впадает в уныние и начинает болеть, подумайте, нужны ли такие уроки в принципе.
-
Не забывайте про творчество летом. Рисование, лепка, музыка, танцы — все это развивает креативное мышление и творческие способности.
-
Физическая активность. Летом особенно важно проводить время на свежем воздухе, бегать, плавать, загорать и так далее. Все это способствует укреплению здоровья, которое пригодится школьнику в течение всего учебного года.
-
И помните: не стоит быть деспотом для своего ребенка.
«Дайте ему спокойно отдохнуть. Тогда учебный год он начнет спокойно и уверенно», — призывает Кира Гольдштейн.
Рекомендуем к прочтению: Список дел для запоминающегося лета
Фото: freepik.com