Назад
17 января 2025 г.

«Лучше б книжку почитал!»: стоит ли заставлять ребенка читать

«Лучше б книжку почитал!»: стоит ли заставлять ребенка читать
«Целыми днями сидит за компьютером, лучше б почитал что-то полезное!». Эту фразу, наверное, слышали многие дети. Да и сами родители сейчас, быть может, узнали себя в этом крике души.

Ситуация, когда ребенок совершенно не хочет читать и даже не знает, где находятся книги — абсолютно стандартная. Поэтому так много родителей задают один и тот же вопрос: когда же нужно начинать прививать чаду любовь к чтению?

Постараемся дать на него подробные ответы в этой статье. А полезными рекомендациями с родителями поделится психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.

Когда начинать читать?

Приверженцы теории раннего развития настаивают на том, что ребенок должен начинать читать уже в три года. Более консервативные родители считают оптимальным возраст 5–6 лет. А некоторые психологи рекомендуют начинать в 4-5 лет, поскольку в этом возрасте ребенок еще продолжает овладевать новыми словами. Учителя же вообще советуют подождать до школы. Сколько людей, столько и мнений.

«Тогда, когда он будет готов. И тут возникает следующий вопрос: а как же узнать, когда он будет готов? И здесь снова нет единой цифры — все дети разные, у всех разное развитие», — говорит Кира Гольдштейн.

Как понять, что пора?

Определить, что ребенка уже стоит начинать заинтересовывать чтением можно по нескольким признакам:

  1. Ребенок должен уметь строить предложения, логически выстраивая слова и фразы.
  2. Малыш должен понимать смысл прочитанного вами, уметь пересказывать, что происходило в этой сказке или рассказе.
  3. Ребенок знает, как читать: слева направо и что книжка начинается с первого листа.
  4. Он понимает значение письменной речи или начинает с этим знакомиться.
  5. У малыша отсутствуют логопедические проблемы, нет задержек в речи и заикания. Если они есть — это повод как можно скорее обратиться к специалисту и начать коррекционную работу.
  6. Если ребенок сам хочет начинать учить буквы и читать. Конечно, если мотивации нет, то все попытки заставить читать бесполезны. И возраст здесь вообще не при чем.

Как поддерживать интерес?

Если еще до школы ребенок начинает интересоваться чтением, важно поддерживать этот интерес и не давать ему угасать. К каждому ребенку здесь нужен свой подход.

«Кому-то интересно собирать кубики из букв, другому — рисовать, а кто-то сразу начинает читать слоги. Наблюдайте, что привлекает ребенка больше всего, изучайте методики, которые существуют для обучения до школы. Выберите то, что ему подойдет больше всего. Ведь никто не знает ребенка лучше родителей», — объясняет психолог.

Рисуйте, складывайте, играйте и развлекайтесь! Главное — делайте это так, чтобы ребенку было легко и интересно. Но не допускайте переутомления. Устал — давайте передышку.

Почему заставлять – плохо

Некоторые родители считают, что заставлять ребенка читать до школы — это правильно. Попробуем объяснить, почему учить лучше все же своевременно.

«С первых дней жизни ребенок начинает познавать мир. И развитие всех способностей проходит по этапам. Это естественно и изменить это невозможно. У детей младше пяти лет развито воображение, образное мышление, и информацию они воспринимают в виде картинок. а вот информацию в виде звуков они воспринимают с трудом. Поэтому даже написанное они воспринимают с трудом, не понимая часто смысла», — рассказывает Кира Владимировна.

Малыши познают мир по сказкам, мультфильмам, стихам. Именно оттуда они выносят первые понятия добра и зла, взаимопомощи, сочувствия. Так и формируется их отношение к миру, окружающим, самим себе. А смещение акцента на умственное развитие может притормозить развитие эмоциональной сферы. Это в свою очередь может привести к:

  • неуверенности в себе, заниженной самооценке;
  • отсутствию способности сопереживать другим людям;
  • закомплексованности;
  • сложностям в общении с другими людьми, неумению устанавливать контакт.

Важно учитывать возрастные особенности ребенка. Так, годовалому малышу уже точно нельзя подсовывать обучающую литературу. Как и давать шестилетнему ребенку взрослые книги. До определенного момента дети не воспринимают абстрактных сущностных понятий, социальную жизнь и социальные события. Он способен только понять последовательность событий.

Чтение без полноценного понимания не способствует развитию. Оно лишь учит механически поглощать информацию.

Важно! Когда вы отдаете в школу ребенка, уже умеющего бегло читать, он неизбежно столкнется там с детьми, у которых разный уровень умений. Кто-то уже читает, а кто-то не открывал книгу. В этот момент важно поддерживать интерес ребенка к чтению, иначе на уроках ему станет просто скучно. А затем и вовсе перестанет хотеться брать в руки книгу.

Прививаем любовь к чтению

«Главный пример для ребенка — его родители. Если вы хотите привить ему культуру чтения, читайте сами. Дети копируют взрослых. Поэтому если вы привыкли проводить вечера за компьютером, то и ребенок будет делать то же самое», — напоминает Кира Гольдштейн.

Как же мягко направить ребенка в мир чтения? Следуйте нескольким простым рекомендациям:

  1. Ходите вместе в книжные магазины и позволяйте ему выбирать то, что интересно.
  2. Создайте дома большую библиотеку, где книги не будут пылиться на полках.
  3. Читайте малышу книги. Так вы покажете, что книги — это целый увлекательный мир, где есть свои жизни и свои герои.
  4. Привлекайте к чтению и других членов семьи.
  5. Обсуждайте прочитанное, задавайте ребенку вопросы. С каждым разом усложняйте их, акцентируя внимание на мелочах и деталях.
  6. Выбирайте книги по возрасту и увлечениям. Начинайте обучение в игровой форме.

Если вы заинтересуете чтением дошкольника, то уже в школе ему будет гораздо легче и спокойнее.

Есть еще очень хорошая методика. Если ребенку понравился какой-то мультфильм, спектакль или фильм, в книжном магазине можно найти произведение, по которому писался сценарий. Прочитайте, обсудите отличия. В обратную сторону это тоже работает.

Делайте все, что можно придумать вокруг книги. Заинтересовывайте ребенка, чтоб у него было желание проживать жизнь и раньше.

Важно! Можно давать ребенку книги «на вырост». Но тогда вам нужно сопровождать его по ходу чтения, объяснять непонятные слова и фрагменты. А вот оставлять детей со сложными книгами один на один категорически нельзя.

«Не всегда хорошо читать много. Хотя в этом случае кажется, что больше — значит лучше. Делайте акцент на обдуманное чтение. В данном случае количество — не лучший критерий оценки. суть чтения не в том, чтобы освоить несколько тысяч книг, а в том, чтобы понять информацию и сделать книгу частью своей жизни», — предупреждает психолог.

И главное — не забывайте хвалить ребенка за каждое его достижение и начинание. А еще — наберитесь терпения.

Image by pvproductions on Freepik