Но обо всем по порядку.
Что за оценка такая?
Экспертиза школьного образования в России проводится ежегодно среди учащихся в возрасте 15-16 лет. Оценивает уровень их функциональной грамотности по трем направлениям: читательской, математической и естественно-научной. При этом упор делается на умение использовать навыки и знания в обычной жизни.
В этом году в анкетировании участвовали более 60 тысяч школьников, администрации организаций образования, педагоги и родители.
Немного о критериях
Есть шесть уровней читательской, математической и естественно-научной грамотности. При этом второй — это своего рода минимальный порог. Если школьники не достигают его, это говорит о недостаточности даже базовых навыков и знаний. А вот пятый и шестой уровни указывают на высокие компетенции.
Огласите результаты
По итогам оценивания в 2023 году средние показатели следующие: читательская грамотность — 510 баллов, математическая — 507 баллов, естественно-научная — 488 баллов. По всем направлениям результаты выше, чем в 2022 году.
Но есть нюанс. Этот рост достигнут не за счет увеличения числа школьников, показавших высокий уровень, а только за счет снижения количества тех, кто раньше не мог достичь даже минимального порога.
Если по-простому, абсолютно безграмотных школьников стало меньше, а вот учащихся с высоким уровнем знаний больше не стало.
Какие выводы следуют?
По мнению экспертов, результаты экспертизы наглядно говорят о необходимости изменения самих подходов к обучению школьников. Несмотря на рост функциональной грамотности в целом, дети не в полной мере усваивают информацию и используют ее в повседневной жизни.
Возможное решение проблемы — более индивидуальные подходы к обучению и упор именно на читательскую грамотность. Ведь от этого навыка во-многом зависит и усвоение материала по другим дисциплинам.
При этом авторы исследования не рекомендуют повышать нагрузку на школьников, а делать выбор в пользу качества и новых форматов преподавания.