Назад
1 ноября 2024 г.

О грамотности школьников и почему нужно менять подходы к их обучению

О грамотности школьников и почему нужно менять подходы к их обучению
Уровень функциональной грамотности российских школьников в 2024 году вырос в сравнении с предыдущим годом. Но массового прорыва на более высокий уровень все же не случилось. Такой вывод можно сделать из результатов общероссийской оценки образования.

Но обо всем по порядку.

Что за оценка такая?

Экспертиза школьного образования в России проводится ежегодно среди учащихся в возрасте 15-16 лет. Оценивает уровень их функциональной грамотности по трем направлениям: читательской, математической и естественно-научной. При этом упор делается на умение использовать навыки и знания в обычной жизни.

В этом году в анкетировании участвовали более 60 тысяч школьников, администрации организаций образования, педагоги и родители.

Немного о критериях

Есть шесть уровней читательской, математической и естественно-научной грамотности. При этом второй — это своего рода минимальный порог. Если школьники не достигают его, это говорит о недостаточности даже базовых навыков и знаний. А вот пятый и шестой уровни указывают на высокие компетенции.

Огласите результаты

По итогам оценивания в 2023 году средние показатели следующие: читательская грамотность — 510 баллов, математическая — 507 баллов, естественно-научная — 488 баллов. По всем направлениям результаты выше, чем в 2022 году.

Но есть нюанс. Этот рост достигнут не за счет увеличения числа школьников, показавших высокий уровень, а только за счет снижения количества тех, кто раньше не мог достичь даже минимального порога.

Если по-простому, абсолютно безграмотных школьников стало меньше, а вот учащихся с высоким уровнем знаний больше не стало.

Какие выводы следуют?

По мнению экспертов, результаты экспертизы наглядно говорят о необходимости изменения самих подходов к обучению школьников. Несмотря на рост функциональной грамотности в целом, дети не в полной мере усваивают информацию и используют ее в повседневной жизни.

Возможное решение проблемы — более индивидуальные подходы к обучению и упор именно на читательскую грамотность. Ведь от этого навыка во-многом зависит и усвоение материала по другим дисциплинам.

При этом авторы исследования не рекомендуют повышать нагрузку на школьников, а делать выбор в пользу качества и новых форматов преподавания.

Image by freepik