Назад
6 декабря 2024 г.

От регистрации брака до ведения быта: что расскажут школьникам на «Семьеведении»

От регистрации брака до ведения быта: что расскажут школьникам на «Семьеведении»
Семьеведение — как много в этом слове... непонятного. А ведь такой предмет уже появился в российских школах с начала учебного года. Пока в качестве внеурочной деятельности и даже без утвержденных пособий. Но учебники уже пишут.

О чем же планируют рассказывать учащимся 5-9 классов? И кто будет преподавать? Попробуем разобраться в этой статье.

«Семьеведение» – что за курс?

Сразу скажем: дисциплина пока не относится к числу обязательных, но школы уже могут вводить ее в программу внеурочной деятельности. Например, в качестве дополнительных уроков или в рамках «Разговоров о важном». Во многих регионах инициатива уже реализуется.

Сам курс рассчитан на 34 академических часа — то есть один урок в неделю. С этим все понятно. А вот к программе, учителям и учебным материалам есть вопросы.

Кто и чему будет учить?

Однозначного ответа, к сожалению, до сих пор нет.

В идеале прививать семейные ценности подрастающему поколению должны люди с подходящими компетенциями — психологи или социальные педагоги. Но таких специалистов в школах не хватает, а механизм сотрудничества с приглашенными профессионалами пока не проработан. Среди законодателей и общественников звучат и вовсе неожиданные идеи — привлекать к работе со школьниками многодетные семьи или православных священников.

Рассматривается и возможность возложить ответственность за курс на классных руководителей. Эта идея выглядит более логичной, но здесь встает проблема и так высокой нагрузки на педагогов и, конечно же, компетенций.

Вторая проблема — учить детей уже начали, а учебников так и нет. Ожидается, что пособия по «Семьеведению» появятся в начале 2025 года. Так что рассказывать школьникам, если команда экспертов, законодателей и родителей все еще работает над содержанием пособий? Вопрос сейчас отдан на откуп самим учебным заведениям.

О семье со всех ракурсов

Предполагается, что учебники будут полностью соответствовать рабочей программе курса. Она уже разработана, да. Всего предусмотрено 5 разделов или модулей, которые будут преподаваться в 5–9 классах.

Человек, семья, общество

Это первый раздел учебной программы. Школьников помладше будут знакомить с историей семьи и ее устройством в разные эпохи, от древности до современной России. Учащимся 8–9 классов расскажут и о вопросах, связанных с выбором спутника жизни.

Мои родственники – похожие и разные

Второй модуль посвящен вопросам взаимодействия с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками. Со школьниками будут говорить о генеалогическом древе, семейных традициях, их роли в создании ячейки общества. Планируют затронуть и тему конфликтов в семье.

О семейном уюте и не только

Основные темы этого раздела — обустройство быта, ведение хозяйства и так далее. Планируется обсуждать и более деликатные вопросы. С какими сложностями может столкнуться молодая семья, которая делит жилплощадь с другими родственниками? Как вести семейный бюджет? Обо всем этом школьники должны узнать из курса «Семьеведения».

Важней всего – погода в доме…

Как создать приятную атмосферу в семье и на чем она должна держаться — основной посыл четвертого модуля курса. Здесь речь пойдет о нравственных ценностях и ориентирах, умении преодолевать трудности и конфликты. А еще школьникам расскажут о здоровых привычках, важности физического и психологического здоровья.

Современная семья и право

Финальный раздел более формален. Он рассказывает о регистрации брака, обязанностях родителей и детей, мерах поддержки семьи со стороны государства. В программу могут войти и такие сложные вопросы, как усыновление, опекунство и так далее.

«Семьеведение»: за и против

Конечно же, столь важная и даже острая тема имеет своих сторонников и противников.

Многие эксперты и государственные деятели давно выступают за то, чтобы курс «семьеведения» стал обязательным для всех российских школ. Свою позицию они мотивируют тем, что целенаправленная работа со школьниками сегодня может помочь сократить число разводов в стране и улучшить демографическую ситуацию в будущем. Возможно, зерно истины в этом есть, но можно ли достичь столь амбициозных целей без четкой программы, учебников и специалистов?

Противники «семьеведения» считают, что школьникам нужно думать об учебе, а не о создании семьи. Дескать, такой курс лучше преподавать уже в вузе. И это утверждение можно назвать очень спорным. На первых курсах студенты нередко уже создают новую ячейку общества. Наверное, будет лучше, если к процессу они подойдут хотя бы с базовым набором знаний.

К счастью, голосов «против» меньше, чем «за». По данным ВЦИОМ, большинство (62%) опрошенных россиян все же поддерживают преподавание курса в школах.

Коротко о главном

Поддержка семьи и детей — один из приоритетов нашего государства в целом. Поэтому введение курса «семьеведения» в школах выглядит вполне логичным и обоснованным. Возможно, дисциплина даже перейдет в разряд обязательных — вопрос уже обсуждается.

Тем важнее, чтобы законодатели и эксперты как можно быстрее нашли ответы на проблемные вопросы, стоящие перед системой сегодня. Кто будет преподавать? Чему будут учить? Не стоит оставлять эти аспекты без внимания, перекладывая ответственность на школы.

При правильном подходе курс вполне может стать популярным среди школьников. А значит, и способствовать решению более глобальных проблем, в том числе демографических. Главное — подходить к реализации идеи с умеренностью, пониманием психологии школьников и без формализма.

Image by master1305 on Freepik