Разбираемся в нашем материале, когда действительно пора менять школу, а когда лучше поискать другие способы решения проблем.
Кто чаще меняет школу?
Смена школы — явление нередкое. По данным Института образования НИУ ВШЭ, ежегодно школу меняют около 6% российских школьников. Исследование показало: чаще всего на такой шаг решаются семьи из городов с населением от 100 тысяч до миллиона. Причина проста — в городах у людей всегда больше вариантов и выше требования к качеству образования.
Хотя и среди сельских жителей достаточно тех, кто меняет школу. Но в небольших населенных пунктах это обычно связано с объективными причинами — переезд, закрытие школы, нет профильных классов и нужной специализации.
Когда новая школа единственный выход
По каким же причинам наши сограждане чаще всего решаются на перемены? Иногда объяснение лежит на поверхности: конфликт, переезд, травля. Но бывают и ситуации посложнее — когда вроде все нормально, но все равно что-то не так. Рассмотрим несколько типичных случаев, в которых смена школы может быть действительно разумным шагом.
Слишком сложная программа
Если ребенок систематически не справляется с учебной программой, со временем это может стать реальной проблемой. Неуверенность в себе, неуспеваемость и даже проблемы со здоровьем — вот лишь часть возможных последствий непомерной нагрузки.
Очень часто с такой ситуацией можно столкнуться в лицеях и гимназиях с каким-то определенным уклоном — математическим, языковым или естественнонаучным. Особенно если учебное заведение выбиралось без учета способностей и склонностей школьника. В результате ребенок устает, теряет интерес к учебе и живет в постоянном стрессе. Если школа требует слишком много, а ребенок объективно не «тянет», лучше сменить место учебы.
«Слабая» школа
И обратная ситуация: в школе невысокий общий уровень преподавания. В этом случае нередко ребенку становится скучно, он начинает учиться «на автопилоте» и перестает развиваться в принципе.
Если вы заметили, что школьник тянется к знаниям или какому-то предмету, но не может реализовать свой интерес в текущей школе — быть может, стоит рассмотреть учебное заведение с профильными классами или просто с более сильным составом педагогов и учеников.
Не учеба, а «натаскивание» на ЕГЭ
В некоторых школах учеба в старших классах сводится к бесконечной подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Это может убить интерес к обучению как таковому, да и вообще лишить ребенка важнейших навыков мышления и анализа.
Если школа ориентирована только академическую успеваемость, стоит поискать другую — где учат думать, а не только набивать руку на типовых задачах.
Если между ребенком и педагогом произошел серьезный конфликт, и ситуацию не удалось решить миром — смена школы может быть единственным выходом.
К сожалению, со временем к конфликту могут подключиться и другие педагоги. А дальше уже и до предвзятого отношения недалеко. Постоянный стресс, ощущение несправедливости и невозможности повлиять на ситуацию — все это плохо отразится на мотивации школьника и его общем состоянии.
В этом случае только новая школа поможет начать все с чистого листа.
Не сложилась дружба
Если ребенок не может найти общий язык с классом, а вне школы легко заводит друзей — дело, скорее всего, в конкретном коллективе. Увлеченные учебой дети могут не вписаться в компанию, ориентированную на развлечения, и наоборот. Новая школа — шанс попасть в более подходящее окружение.
Травля и буллинг
Если в классе процветают насилие и издевательства — менять школу нужно немедленно. Особенно если администрация и учителя не вмешиваются в ситуацию, а то и перекладывают ответственность на самого ученика. В этом случае лучше не тратить время на разбирательства, а сразу сменить школу, ведь откладывание решения может сильно навредить ребенку. А уже с заявлением на отчисление можно подать и жалобу в департамент образования.
Просто не тот «вайб»
Бывает, что формально в школе все в порядке, но ребенку там просто некомфортно. Жесткая дисциплина или много свободы свобода, неподходящий стиль преподавания или коллектив не по интересам — все это может стать поводом задуматься о смене учебного заведения. Конечно, такая ситуация может выглядеть как каприз. Но все же игнорировать ощущениям ребенка не стоит — хотя бы обсудите его желания, взвесьте все «за» и «против», а затем примите решение.
А стоит ли оно того?
Исследование НИУ ВШЭ показывает: дети, которые меняли школу, в среднем учатся чуть хуже, чем те, кто оставался все время на одном месте. Кроме того, у них чаще возникают проблемы с усталостью, адаптацией, общением. Но есть и другая сторона медали — ребята, которым все же приходилось осваиваться в новом коллективе, часто кажутся родителям более самостоятельными и подготовленными к жизни.
Важно! Далеко не все зависит только лишь от школы. Не менее важен и подход семьи к решению проблем. Некоторые склонны менять школу при первых трудностях — но новый коллектив и педагоги не всегда оказываются лучше.
Что учесть родителям?
Прежде чем принимать решение о смене школы, важно задать себе несколько честных вопросов:
-
Это разовая или системная проблема?
-
Поможет ли смена школы или нужно «копать» глубже?
-
Что думает сам школьник?
-
Есть ли альтернатива (дополнительные занятия, репетитор, разговор с классным руководителем)?
Иногда достаточно разговора с педагогом или администрацией школы, чтобы ситуация изменилась. Но если школа стала источником постоянного стресса, заниженной самооценки или даже угрозой — менять ее не просто можно, а нужно.
Советуем к прочтению: За что ни берется – все бросает: нужно ли бороться с частой сменой интересов?
Фото: freepik.com