Как обстоят дела с группами продленного дня (ГПД) в российских школах? И на что жалуются родители? Разбираемся в нашем материале.
Ситуация в цифрах
Более 60% российских семей не могут воспользоваться услугами продленки в школах — такие печальные данные приводит Общероссийский народный фронт по итогам масштабного опроса.
При этом главными причинами недоступности ГПД респонденты называют высокую стоимость продленки или вообще отсутствие таких групп в школах.
И ладно бы об этом рассказали пару сотен человек. Но в опросе участвовали более 40 000 человек из всех 89 регионов России. Соответственно, в результатах исследования сомневаться не приходится.
«Серьезные сложности наблюдаются в обеспечении доступности и качества групп продленного дня. Согласно мониторингу Народного фронта, 60% родителей отмечают, что их дети-школьники не посещают группы продленного дня либо из-за их отсутствия, либо из-за высокой стоимости», — заявили в ОНФ.
А там, где продленка все же есть, качество работы с детьми вызывает множество нареканий со стороны родителей.
«Даже среди тех семей, чьи дети получают услугу, зарегистрировано немало жалоб на качество работы групп продленного дня. Каждый седьмой родитель отметил те или иные сложности», — подчеркнули в Народном фронте.
Так, 35% респондентов жалуются, что детям уделяют мало внимания, об отсутствии горячего питания говорят 24% опрошенных. Еще 20% участников опроса указывают на неудобный график работы продленки (слишком рано приходится забирать детей), столько же респондентов отмечают нехватку развивающих программ.
Ну и главная проблема — дефицит мест в ГПД. Например, на стандартный класс из 25 человек выделяется всего восемь мест. Да и те достаются в основном льготникам.
Зачем нужна продленка?
Когда-то ГПД были повсеместным явлением, которое пользовалось огромной популярностью. Еще бы, ведь тут вам и досуг, и присмотр, да и родителям не нужно постоянно отпрашиваться с работы.
К однозначным плюсам продленки можно отнести:
• ребенок точно сделает домашку, да и учитель всегда поможет разобраться в сложной теме;
• школьник находится в «здоровом» распорядке дня — питание, прогулки, отдых;
• общение с другими детьми под присмотром взрослых;
• развитие навыков самостоятельности;
• возможность посещать кружки и секции, доступные в конкретной школе.
Минусы такого формата индивидуальны — одному ребенку продленка подходит и даже нравится, другому же некомфортно весь день находиться в школьных стенах, пусть даже и не на уроках.
Продленка для избранных: причины
На самом деле, все довольно прозаично — групп продленного дня не хватает из-за дефицита педагогов. В таких условиях учителя вынуждены и так совмещать несколько ставок и предметов, куда тут еще и ГПД вести.
А если все же «свободные руки» находятся, платят за это все равно мало. Именно поэтому продленка есть максимум в трети российских школ, да и там работает до 16-17 часов.
«Причина банальная — это дефицит кадров. То есть, очень невысокая заработная плата у учителей, которые ведут эти часы. Часто это педагоги, которые занимаются этим по внутреннему совмещению. Часто они не хотят это делать, но их в том числе заставляют. Конечно же, у педагога, который целый день вел уроки, на продленке просто не остается сил, чтобы нормально организовать образовательный процесс», — рассказывает представитель профсоюза работников образования «Учитель» Дмитрий Казаков.
По его мнению, родители, желающие воспользоваться услугами ГПД, должны отстаивать свои права в местных органах власти. В том числе и настаивать на выделении дополнительных ставок педагогам, которые будут вести продленку.
«Нужно пытаться требовать от школы, чтобы все-таки были продленки. Даже, наверное, обращаться в местный муниципалитет, выбивать эти ставки для учителей, чтобы они нормально оплачивались», — говорит Казаков.
Чего ждать родителям?
Казалось бы, продленку поддерживают абсолютно все — родители, школы и государство. Но проблема все так же существует.
На законодательном уровне работа ГПД была урегулирована еще в 2021 году, когда Госдума приняла закон о возвращении продленки в школы. Спустя год зампред правительства Татьяна Голикова поручала организовать полноценную работу ГПД в школах аж до 20:00. Но ситуация изменилась мало. Разве что цена на продленку выросла до неподъемных цифр.
Очевидно, что для организации работы ГПД повсеместно в школах сначала нужно решить проблему нехватки кадров и нормальной оплаты труда педагогов, задействованных в работе таких групп. Пока же большинству родителей придется искать альтернативные варианты, как везде успеть и с кем оставить школьника.
Читайте также: Одеваемся по ГОСТу: какой будет новая школьная форма?
Фото: freepik.com