Назад
21 января 2025 г.

«Проверочные» дни и снижение числа уроков: как еще хотят разгрузить школьников

«Проверочные» дни и снижение числа уроков: как еще хотят разгрузить школьников

Новогодние каникулы прошли, а вместе с ними закончилось и затишье в дискуссиях о школьных проблемах. Так, в прошлом году особенно актуальной была тема снижения нагрузки на школьников. И в первые же дни 2025 года ее обсуждение активно продолжилось в экспертных кругах.

На этот раз о необходимости пересмотра подходов к учебному расписанию заявил зампрезидента Российской академии образования Геннадий Онищенко. По его словам, при планировании школьных будней нужно учитывать биоритмы детей и особенности их психики.

Каким должно быть расписание?

Ни для кого не секрет, что активность нашего мозга различается в зависимости от времени суток и даже дня недели. Именно эти особенности предлагает учитывать Онищенко при составлении обычного школьного расписания.

По мнению академика, проверочные и контрольные работы стоит проводить во вторник и среду. И только в первой половине дня. Объясняется это тем, что в понедельник дети только втягиваются в учебный процесс после выходных. Затем идут вторник и среда — самые плодотворные дни недели. С четверга же производительность падает, соответственно особо сложные задачи школьникам будут даваться хуже.

«Если мы в четверг будем назначать контрольные работы — математику, геометрию, химию, это неправильно, ребенок будет больше уставать. Поэтому расписание должно создаваться с учетом медицинских особенностей детей», — объясняет Геннадий Григорьевич.

Также Онищенко поддержал инициативу снижения общей учебной нагрузки на школьников, которая бурно обсуждалась в обществе в прошлом году.

От количества уроков к качеству

Уменьшение количества уроков в день — одно из самых обсуждаемых предложений по теме. В пользу такого решения уже высказывались в Госдуме и экспертном сообществе. Аналогичное мнение высказал и Геннадий Онищенко.

По словам зампрезидента Российской академии образования, при грамотном планировании сокращение числа уроков никак не отразится на качестве знаний школьников. Но при этом обязательно должны учитываться особенности детской психики.

«Сегодня первоклассник должен прийти в школу, умея читать и писать. Это тяжелый умственный труд. Один ребенок легко усваивает, другой тяжелее. Даже физиологически ребенку сидеть неподвижно, это для него противоестественно, он должен двигаться. Поэтому проблема нагрузки школьной учебной программы была всегда», — заявил академик.

Чего ждать россиянам?

Перегруженное расписание, огромный объем домашних заданий, вторая смена — все эти школьные проблемы давно озвучены и признаны на самом высоком уровне. И подвижек в их решении вполне можно ждать в ближайшем будущем.

По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, вопрос о снижении учебной нагрузки станет одним из приоритетных для депутатов в 2025 году. Он ожидает, что вместе с правительством парламентарии смогут найти эффективные решения, чтобы разгрузить российских школьников.

Image by freepik