О чем речь?
По словам руководителя ведомства, сегодня в школах преподают разделы наук, которые раньше изучались только в вузах.
«Анализ экспертного сообщества вузов показал, что большинство предметов стандартной школьной программы, от 15 до 30%, перегружены темами, которые в Советском Союзе преподавались часто в конце второго курса университета», — сообщил Музаев.
Как итог — нередко педагоги уделяют минимум внимания отдельным темам, до которых дети еще не доросли.
«Вот это безобразие, которое у нас образовалась, конечно, надо будет прекращать», — констатировал глава Рособрнадзора.
Бюрократия тоже мешает
Слишком сложная программа — это проблема. Но ситуация усугубляется еще и чрезмерной бюрократией в учебном процессе, которая отвлекает педагогов от главной задачи — обучения детей. В результате вместо проработки сложных тем учителя тратят время на бесконечные отчеты и гонку за формальными показателями.
«Еще одна большая потеря для нашего образования в 1990-е и 2000-е годы — до сих пор мы потеряли целую культуру объективного оценивания. Начиная от ежедневной оценки за успеваемость, неважно, в каком уровне образования организация, заканчивая государственной аттестацией», — добавил Музаев.
Есть шанс на перемены
Ситуация пока остается сложной, но не безнадежной. Минпросвещения уже заявило, что с начала нового учебного года нагрузка на школьников и педагогов начала снижаться. Это стало возможным благодаря принятию целого комплекса новых норм:
• установлен лимит на контрольные работы — не более 10% времени, отведенного на предмет в каждом классе;
• определены нормы времени на выполнение домашних заданий для школьников всех возрастов;
• школьные программы синхронизируются с материалами ОГЭ и ЕГЭ;
• внедряется система единого расписания и планирования — это значит, что школьники по всей стране будут учиться в одном темпе и по единым планам;
• учебные планы составляются с учетом норм допустимой нагрузки на школьников и педагогов. В частности, уже перераспределены часы между отдельными дисциплинами (например, история и обществознание).
«Сейчас уже с уверенностью можно говорить о снижении нагрузки и на учеников, и на учителей», — подчеркнули в Минпросвещения РФ.
Советуем к прочтению: Не справляются даже родители: что не так со школьной домашкой?
Фото: freepik.com