Назад
5 мая 2025 г.

«Точно гуманитарий растет!» или как привить ребенку любовь к точным наукам

«Точно гуманитарий растет!» или как привить ребенку любовь к точным наукам

Ваш ребенок приносит из школы только плохие оценки по алгебре, геометрии, физике? И вы уже подумываете повесить на него ярлык «гуманитарий»? Советуем повременить с вердиктом и попробовать разобраться в причинах такой избирательной неуспеваемости. Возможно, ситуацию вполне можно справить.

Почему же одни дети сильны в математике, а другим точные науки даются с огромным трудом? И как помочь ребенку полюбить сложные дисциплины? Об этом рассказывает психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.

Причины неуспеваемости в точных науках

Первое, что нужно сделать — выяснить, почему школьнику тяжело даются именно точные науки.

Непонятен материал

Будем откровенны: в современных учебниках информация зачастую подается настолько сложно, что редкий ученик сможет разобраться самостоятельно. Большинству же необходима помощь педагогов и родителей.

Естественно, если помощи не хватает, на каком-то этапе ребенок может начать путаться и злиться на конкретный предмет. И это происходит только потому, что он просто не понял, как обычные числа и простые дроби соотносятся со сложными формулами и так далее.

Как это пригодится в жизни?

Часто школьники задаются именно этим вопросом. И не получают ответов. А ведь все эти сложные формулы и теоремы все равно нужно учить. Поэтому часто дети начинают списывать, не находя ответов на извечные «для чего?», «почему?» и «как?».

Невнимательность и рассеянность

Математика — это дисциплина, которая требует внимания и концентрации. Если же ребенок по характеру рассеянный, естественно, что точные науки будут даваться ему с трудом.

Проблему можно решить, если уделить дополнительное внимание развитию когнитивных функций ребенка. Тем более, что сегодня существует множество разных пособий и развивающих игр.

Пробелы в знаниях

Точные науки требуют последовательного подхода. И если ребенок, к примеру, болел и пропустил несколько занятий, наверстывать упущенное может быть очень сложно.

Выслушайте ребенка и определите, где именно возникли пробелы в знаниях. Еще можно проговорить этот вопрос с учителем, чтобы педагог понимал, чему стоит уделить повышенное внимание.

Строгий или мягкий учитель

Строгий учитель кричит и унижает — у школьника пропадает любое желание учить предмет. С этим все понятно.

Но есть и другая крайность — это любимый учитель. На уроки к такому педагогу ребенок старается ходить максимально подготовленным, делать все правильно, вследствие чего может начать сильно нервничать.

В обоих случая нужно обсудить проблему с педагогом.

«Понаблюдайте, как ребенок решает задачи. Если он постоянно зачеркивает, пытается подглядеть ответ в дополнительных источниках — значит, у него действительно есть трудности и какая-то неуверенность. Разберитесь, в чем конкретно состоит проблема», — рекомендует Кира Владимировна.

Как привить любовь к точным наукам?

Как же сделать так, чтобы ребенок перестал воспринимать математику со страхом? Или даже полюбил ее? Психолог дает на этот счет несколько действенных советов:

  1. Пробуждайте искренний интерес к предмету. Это касается не только точных наук, но и вообще любых дисциплин. Часто бывает так: в какой-то области знаний у ребенка ничего не получается — и родители делают вывод о его неспособности к конкретным наукам. На самом деле, нужно только поработать над мотивацией и найти способы поддержать интерес. Помочь в этом могут даже разного рода ребусы, головоломки и другие подобные игры.
  2. Поддерживайте ребенка. Возможно, он и хотел бы разобраться в математике, но пока не выходит. И учитель ставит двойки и тройки, а дома за них постоянно ругают. В конце концов школьник начинает просто ненавидеть проблемный предмет.
  3. Помогайте изучать точные науки через игру. Математика — это не только скучные сложные формулы, из-за которых пропадает всякий интерес. Даже такую серьезную дисциплину можно превратить в игру. Например, почему бы не разучить те же формулы в игровой форме? Или что мешает составлять сложные комбинации из фигурок, которыми увлекается школьник? Полезными могут быть и обычные игры. Те же шахматы развивают логику, а игра в прохождение лабиринта — пространственное мышление. А все вместе это развивает математические способности.
  4. Объясняйте зачем нужны точные науки. Донесите до ребенка, что все математические предметы не существуют в вакууме, а решают конкретные задачи в нашей жизни. «Математическая логика, какие-то математические знания всегда применимы. Когда и где это может понадобиться — время покажет. Ребенок не знает, как понять математику, а вы не знаете, как ему это объяснить? Помните, что вы находитесь в равном положении. И существуют определенные правила, которые родители должны соблюдать», — объясняет психолог.

Как делать не нужно

А в этом разделе мы поговорим как раз о тех правилах, которых родителям стоит придерживаться, чтобы не отвратить ребенка от сложных предметов еще больше. Итак:

  • не кричите на ребенка в случаях, когда ему что-то непонятно. Ваш крик не приведет к нужному результату, а лишь еще больше отобьет желание что-то делать;
  • не осуждайте ребенка, даже если вам кажется, что он ленится. Может быть так, что он действительно чего-то не понимает;
  • не обзывайте ребенка и не сомневайтесь в его интеллектуальных способностях. Помните, что резким словом вы можете сильно снизить самооценку школьника;
  • не высмеивайте ошибки ребенка;
  • не раздражайтесь и не торопите ребенка. Даже если вы пришли -работы уставшими, а тут еще и уроки — не проявляйте раздражения, иначе ребенок может воспринять все на свой счет;
  • тотальный контроль и наказания не улучшат ситуацию. Если каждый случай выполнения домашнего задания по проблемному предмету будет сопровождаться негативом с вашей стороны, сама дисциплина начнет ассоциироваться у ребенка с недовольством родителей;
  • не навешивайте на ребенка «ярлыки». Если ребенок будет постоянно слышать, что «он точно не технарь», то никакого желания исправлять ситуацию у него уже не будет;
  • не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивать школьника можно только с ним же самим в другие моменты. И обязательно хвалить, когда что-то получается;
  • не наказывайте ребенка учебой. Если вы заставите его сидеть над сложной задачей до тех пор, пока не справится, через несколько часов вы, скорее всего, обнаружите ребенка на том же месте. Лучше дайте ему перерыв, а потом помогите разобраться.

«Помните, что ребенку на каждом этапе нужна поддержка. Будьте рядом и помогайте, тогда и к точным наукам у ребенка поменяется настрой и появится интерес», — резюмирует Кира Гольдштейн.