Как это сделать? Вместе с психологом Онлайн-школы № 1 Кирой Гольдштейн попробуем четко определить роль общения в жизни ребенка. Надеемся, советы специалиста помогут вам наладить общение со своим дошкольником, а затем и научить его взаимодействовать со сверстниками.
Чем так важно общение?
Прежде всего важно понять, что роль взрослого не сводится к обеспечению базовых потребностей ребенка. Накормить, одеть, защитить — это обязанность родителя, но не менее важно помочь дошкольнику обрести навыки, необходимые для жизни.
«Общение с близкими взрослыми — это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти. Это главный источник двигательного психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка», — отмечает Кира Гольдштейн.
Вторая составляющая коммуникативных способностей — умение общаться со сверстниками. Ведь именно этот формат дает детям максимум положительных эмоций и помогает выразить свою индивидуальность.
«Если ребенок имеет трудности при установлении контактов, то родителям необходимо поддержать его и помочь научиться общаться со сверстниками», — подчеркивает психолог.
Последствия дефицита общения могут крайне пагубно отразиться на личности, которая только начинает формироваться. Чтобы их избежать, родители должны четко осознавать роль общения в разные периоды детства.
Общение со взрослыми: этапы развития
В этом разделе воспользуемся классификацией форм общения, предложенной детским психологом Майей Лисиной. С 3 до 5 лет — внеситуативно-познавательный период.
В этом возрасте взрослый для ребенка выступает источником информации. И речь идет уже не только об объектах в поле зрения, а о более широких познаниях о мире. При этом возрастает и потребность дошкольника в уважении.
С 5 до 8 лет — внеситуативно-личностный период.
На этом этапе ценность приобретают человеческие отношения. У ребенка начинают формироваться представления о добре и зла, а также о себе как личности.
Общение со сверстниками тоже можно разделить на этапы, но оно подчиняется немного другим законам.
На чем строится общение со сверстниками?
Если взрослый воспринимается как учитель или объект для подражания, то со сверстниками ребенок общается на равных.
«Нормы общения между детьми менее жесткие. Поэтому малыши и дети чувствуют себя более раскованно», — говорит психолог.
В возрасте с 2 до 4 лет дети уже умеют играть вместе, но их общение носит ситуативный характер. При этом ценятся сами совместные занятия, а не коммуникация как таковая.
А вот с 4 до 6 лет ребенка его потребность в общении как никогда сильна. Именно на этом этапе дети учатся договариваться и «сотрудничать».
В 6-7 лет навыки общения уже довольно развиты. В этот возрасте дети учатся проявлять заботу и учитывать интересы друг друга. И если период характеризуется проблемами в коммуникации со сверстниками, то в дальнейшем ребенок может начать избегать взаимодействия.
Что может пойти не так?
Психолог предупреждает: есть ряд качеств, которые могут восприниматься негативно другими детьми. Первое из них — агрессивность.
«Ребята этого возраста обычно сторонятся детей, которые могут их ударить или постоянно отбирают игрушки. Также это может быть застенчивость, робость, нерешительность, скромность. Они могут мешать ребенку заводить друзей», — объясняет Кира Гольдштейн.
Еще могут стать проблемой эгоизм и безынициативность в общении.
Поэтому так важно чаще разговаривать с ребенком о его друзьях, о том, комфортно ли ему с ними.
«Интересуйтесь, чем они занимаются вместе, во что играют на площадке. Даже если вы находитесь там же. Ребенку нужна и необходима ваша поддержка и ваш интерес», — советует психолог.
Чему конкретно научить ребенка
Чтобы дошкольник чувствовал себя уверенно, стоит научить его некоторым базовым навыкам. Например:
- вступать в диалог, поддерживать беседу. Ребенок должен уметь слушать собеседника и высказывать свои мысли;
- навыкам речевой активности. Слова приветствия, прощания и другие обязательные ритуалы должны закрепиться в сознании;
- основам невербального общения;
- умению идти на уступки, но также и отстаивать свои интересы.
Конечно, не стоит забывать и о личном примере. Для детей именно взрослые выступают ориентиром. Поэтому стоит и дома придерживаться принципов открытости, уважительности и вежливости. В любом случае дети будут стараться копировать вашу модель взаимодействия.
Родителям психолог рекомендует придерживаться еще нескольких простых правил.
Во-первых, обязательно посещайте места, где есть сверстники вашего ребенка, поддерживайте его инициативу к знакомству и общению.
Во-вторых, старайтесь не вмешиваться в детские конфликты, если ребенку ничего не угрожает. В-третьих, никогда не критикуйте личность ребенка при посторонних и не допускайте негативных высказываний в адрес других детей или родителей.
Очень полезными могут оказаться ролевые игры на тему дружбы. Разыгрывайте простые ситуации и сюжеты на любимых игрушках ребенка. Это поможет ему запомнить модели поведения. Книги и мультфильмы о дружбе — тоже отличное подспорье. Но основой в любом случае должен быть личный пример со стороны родителей.
«Ребенок наблюдает за взаимоотношениями взрослых и во многом копирует наши модели поведения», — напоминает Кира Гольдштейн — психолог «Онлайн-школы № 1».