А что на локальном уровне? Вполне возможно, что уже в ближайшее время в российских школах учителей информатики заменят онлайн-платформы. Во всяком случае там, где наблюдается острый дефицит кадров.
Но обо всем по порядку.
Онлайн-уроки вместо обычных
Ни для кого не секрет, что дефицит педагогов в российских школах пока только растет. Конечно, проблему стараются решить на всех уровнях, но параллельно прорабатываются и варианты альтернативного обучения детей.
Один из вариантов — ввести онлайн-уроки и разрешить обучение на онлайн-платформах. Правда, пока речь идет только об уроках информатики. С таким предложением на встрече с президентом выступил глава Минцифры России Максут Шадаев.
«Мы планируем вместе с Минпросвещения легализовать такую практику: там, где как раз не хватает учителей, дополнительные знания можно будет получать на онлайн-платформе», — заявил чиновник.
Он добавил, что в будущем такой формат можно будет распространить и на вузы.
Реальность или иллюзия
На первый взгляд, инициатива выглядит довольно здравой. Но, к сожалению, пока не очень понятно, как она будет реализована на практике.
Будет ли создана специализированная платформа с материалами по школьной программе? Или же речь о простых онлайн-уроках для широкой аудитории, вести которые будут действующие учителя? Да и будут ли вообще педагоги участвовать в обучении или школьникам придется учиться самостоятельно? Ответов на эти вопросы пока нет.
В качестве примера глава Минцифры привел госпрограмму по дополнительному обучению школьников программированию. По словам Шадаева, за четыре года участие в ней приняли примерно 400 тысяч детей. Вероятно, речь идет о проекте «Код будущего», в рамках которого учащиеся 8-11 классов могут бесплатно получить навыки программирования на Python, Java, C++ и других популярных языках.
Хватит ли опыта?
Вообще, идея такого гибридного формата не нова. Еще до пандемии в некоторых регионах реализовывалась практика проведения онлайн-занятий для учащихся небольших школ из отдаленных поселков.
Например, в селе Лушниково Алтайского края дети изучали английский язык в режиме онлайн-занятий с преподавателями районных школ. Таким способом там решалась проблема нехватки кадров. В Омской области учащиеся небольших школ дистанционно учили химию и биологию. А с наступлением пандемии, как мы помним, онлайн-формат и вовсе распространился на всю страну.
Возможно, полученный опыт будет использован и в случае с уроками информатики в тех организациях, где не хватает учителей. Главное здесь — обеспечить школьникам возможности для получения действительно качественного образования. Формат же вторичен.