Назад
15 января 2025 г.

Учителей информатики в школах могут заменить онлайн-платформы

Учителей информатики в школах могут заменить онлайн-платформы
Могут ли цифровые сервисы в будущем заменить реальных людей? Например, учителей? Дискуссия в обществе об этом идет достаточно давно, а с развитием технологий искусственного интеллекта обсуждения вышли на новый уровень. И все же пока это только разговоры о возможных глобальных переменах.

А что на локальном уровне? Вполне возможно, что уже в ближайшее время в российских школах учителей информатики заменят онлайн-платформы. Во всяком случае там, где наблюдается острый дефицит кадров.

Но обо всем по порядку.

Онлайн-уроки вместо обычных

Ни для кого не секрет, что дефицит педагогов в российских школах пока только растет. Конечно, проблему стараются решить на всех уровнях, но параллельно прорабатываются и варианты альтернативного обучения детей.

Один из вариантов — ввести онлайн-уроки и разрешить обучение на онлайн-платформах. Правда, пока речь идет только об уроках информатики. С таким предложением на встрече с президентом выступил глава Минцифры России Максут Шадаев.

«Мы планируем вместе с Минпросвещения легализовать такую практику: там, где как раз не хватает учителей, дополнительные знания можно будет получать на онлайн-платформе», — заявил чиновник.

Он добавил, что в будущем такой формат можно будет распространить и на вузы.

Реальность или иллюзия

На первый взгляд, инициатива выглядит довольно здравой. Но, к сожалению, пока не очень понятно, как она будет реализована на практике.

Будет ли создана специализированная платформа с материалами по школьной программе? Или же речь о простых онлайн-уроках для широкой аудитории, вести которые будут действующие учителя? Да и будут ли вообще педагоги участвовать в обучении или школьникам придется учиться самостоятельно? Ответов на эти вопросы пока нет.

В качестве примера глава Минцифры привел госпрограмму по дополнительному обучению школьников программированию. По словам Шадаева, за четыре года участие в ней приняли примерно 400 тысяч детей. Вероятно, речь идет о проекте «Код будущего», в рамках которого учащиеся 8-11 классов могут бесплатно получить навыки программирования на Python, Java, C++ и других популярных языках.

Хватит ли опыта?

Вообще, идея такого гибридного формата не нова. Еще до пандемии в некоторых регионах реализовывалась практика проведения онлайн-занятий для учащихся небольших школ из отдаленных поселков.

Например, в селе Лушниково Алтайского края дети изучали английский язык в режиме онлайн-занятий с преподавателями районных школ. Таким способом там решалась проблема нехватки кадров. В Омской области учащиеся небольших школ дистанционно учили химию и биологию. А с наступлением пандемии, как мы помним, онлайн-формат и вовсе распространился на всю страну.

Возможно, полученный опыт будет использован и в случае с уроками информатики в тех организациях, где не хватает учителей. Главное здесь — обеспечить школьникам возможности для получения действительно качественного образования. Формат же вторичен.

Image by freepik