Назад
17 февраля 2025 г.

Замечания бывают разными: как делать их, чтобы ребенок вас услышал

Замечания бывают разными: как делать их, чтобы ребенок вас услышал
Родитель делает ребенку замечание — а он не слышит и не воспринимает. Эта ситуация, наверное, знакома большинству взрослых. И здесь в первую очередь нужно задуматься: а правильно ли вы указали ребенку на его ошибку? И как вообще это нужно делать?

Замечание — это краткое суждение родителя, высказанное письменно или устно, по поводу чего-либо увиденного или услышанного. А если сказать проще — это комментарий или критика.

«По статистике, на каждые 100 ваших замечаний приходится только одно положительное. А как часто вы благодарите ребенка за то, что он делает? Ведь это тоже замечание, только со знаком „плюс“. И на них ребенок реагирует правильно. А вот негативные замечания ребенок просто не слышит», — объясняет психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.

Учитывая столь грустную статистику, важно понять, как же делать замечания правильно — так, чтобы они буди услышаны. Попробуем разобраться вместе со специалистом.

Ошибки, которых лучше избегать

Если ребенок постоянно слышит «Отстань!», «Прекрати!», «Не делай этого!», со временем он просто перестает на это реагировать. Такие слова становятся просто фоном.

Важно! Замечания с частицей «не» требуют от ребенка двойного осмысления. Ведь сначала ребенку нужно понять, что мама хочет, чтобы он «не делал». А уже потом он начинает думать, а что нужно сделать. Поэтому важно сразу четко обозначить задание.

Простой пример. Просьба «не беситься» максимум озадачит ребенка и заставит ненадолго задуматься. А вот фраза «поиграй, пожалуйста, спокойно» будет воспринята уже как доброе пожелание к действию.

То есть сначала родители должны научиться контролировать себя и делать замечания правильно. Помочь в этом может простой трюк: поставьте себя на место ребенка и представьте, что вас с самого утра третирует на работе начальник.

«Конечно, я не призываю убрать из своего лексикона все фразы с частицей „не“. Просто сократите их до минимума», — советует Кира Владимировна.

То же самое относится к просьбам, высказанным в повелительном тоне, а также к критике и манипуляциям. Ведь зачем что-то делать ребенку, если его мнением не интересуются или за любым действием следует критика?

Как говорить, чтобы ребенок слышал

Здесь сразу приведем несколько рекомендаций психолога, которые помогут вам быстрее найти нужный тон в общении с ребенком и добиться положительных результатов.

Для начала запомните: не стоит «сражаться» с ребенком за главенство в семье. Важно научиться взаимодействовать. В этом поможет следование таким простым советам:

  1. Хвалите своих детей. Вы замечали, что зачастую целый день ругаете их, находя все новые поводы для замечаний? А как часто вы их хвалите? Попробуйте посчитать. А потом можно установить себе правило: например, хвалить ребенка за пять каких-то дел ежедневно. Это могут быть самые простые действия. Но даже в этом случае похвала будет мотивировать малыша делать еще лучше.
  2. Критикуете? Предлагайте. Например, ребенок плохо сделал поделку в школу, за что вы его отругали. В следующий раз с таким подходом ему вообще ничего не захочется делать. Попробуйте сесть вместе и как-то дополнить его работу.
  3. Составляйте план. Особенно в случаях, когда ребенок что-то забывает и не выполняет. Пусть ставит галочки напротив каждого выполненного задания, а вы потом его похвалите за сделанное. Еще будет отлично, если ребенок сам себе придумает небольшие наказания — это будет стимулировать делать больше.
  4. Будьте конкретными. Одна просьба — одно задание.
  5. Порицайте поступок, но не ребенка. Не навешивайте на него ярлыки в духе «ленивый», «никчемный», «грязнуля». Донесите свою мысль иначе. Например: «ты такой аккуратный, а сегодня сделал вот это не так». Критика должна быть позитивной и созидательной.
  6. Говорите о своих чувствах. Объясните ребенку, что именно вас огорчило или расстроило, почему так произошло.
  7. Объясняйте ребенку, что и для чего он должен делать. Расскажите, что семья — этой целый организм, в котором каждый выполняет какую-то функцию. И если кто-то забывает про свои обязанности, за него придется работать другому.
  8. Не отчитывайте ребенка в гневе. Остыньте и поговорите спокойно позже.
  9. Будьте ребенку другом.

«Важно объяснять, поддерживать и разговаривать, делать замечания в нормальном тоне. Сделанное с улыбкой на лице замечание будет восприниматься совершенно иначе, чем брошенная в гневе фраза. Чтобы замечание дошло до ребенка, важно спокойно и дружелюбно говорить об этом», — резюмирует Кира Гольдштейн.

Image by bearfotos on Freepik