С начала нового учебного года вступили в действие поправки в законодательство о запрете использования школьниками мобильных телефонов на уроках. Кроме экстренных ситуаций, связанных с угрозой жизни и здоровью. И хотя времени прошло не так много, можно попробовать оценить первые результаты нововведения.
Что думают сами школьники?
По данным опроса, большая часть школьников положительно оценила новые правила. Так, 36% опрошенных признались, что запрет на смартфоны улучшает концентрацию на учебном процессе. Еще 22% юных респондентов уверены, что невозможность заглянуть в телефон на уроке способствует повышению успеваемости.
Мнение, что запрет никак не повлияет на учебный процесс, высказал 41% учащихся.
Педагоги и родители «за»
Что касается мнения родителей о запрете смартфонов, участники этого опроса единогласно поддерживают решение. Из числа респондентов 43% говорят об улучшении дисциплины, а 14% опрошенных считают, что их дети становятся менее зависимыми от мобильных устройств.
Учителя в большинстве своем разделяют мнение родителей. Во всяком случае, 93% педагогов положительно оценивают введенный запрет. Они считают, что теперь школьники меньше отвлекаются и меньше списывают. А значит, повышается и уровень академической подготовки в целом.
Как запрет выглядит на практике
Единого механизма, к сожалению, нет. Ответственность за исполнение закона возложена на педагогов и администрации школ, но вот технические детали пока никак не урегулированы.
Где должны храниться смартфоны во время уроков? Кто отвечает за них сохранность? Могут ли учителя отнимать устройства? На эти вопросы в законе нет ответов. Поэтому правила устанавливают сами школы.
Где-то администрации позаботились об организации специальных шкафчиков для хранения, в других школах телефоны предлагают сложить на специально отведенный стол в классе. Есть и совсем простой выход — смартфон ставится на беззвучный режим и убирается в сумку.
Последний вариант кажется самым адекватным. Как минимум, в этом случае у детей и родителей не возникает беспокойства о сохранности имущества.
Так ли хорошо без смартфонов?
Помимо вопроса сохранности гаджетов, есть и другие спорные моменты.
Что делать школьнику, если он сталкивается с жестоким обращением или неэтичным поведением учителя или одноклассников? До введения запрета эти факты могли быть зафиксированы на камеру или диктофон. Теперь же дети менее защищены в таких случаях.
Сложно поспорить и с тем, что смартфоны при правильном подходе могут и помогать школьникам в учебе — от банального просмотра учебных материалов до поиска дополнительной обучающей информации.
А если возникнет экстренная ситуация, смартфон же в этот момент будет в шкафчике? Не усугубит ли это положение? Вопрос остается открытым.
Коротко о главном
Преимущества запрета смартфонов на уроках очевидны — он улучшает концентрацию и помогает школьникам сосредоточиться на учебе. Это подтверждают педагоги, родители и даже сами учащиеся.
Но и о минусах забывать не стоит. Особенно если речь идет о чрезвычайных ситуациях. Как нам кажется, в реализации запрета важна умеренность. Закон должен исполняться — это факт. Но вот перегибов лучше избегать. Например, требований оставлять телефоны дома или возвращения гаджетов только после всех уроков.
Если администрации и педагоги смогут найти оптимальный баланс между обязанностями ученика и его человеческими правами — можно рассчитывать, что ограничение на пользование смартфонами и дальше будет идти школьникам только на пользу.