Назад
17 октября 2025 г.

«Звонок для учителя!» и другие ред флаги для школьников

«Звонок для учителя!» и другие ред флаги для школьников

Содержание

Возможно, еще в студенческие времена будущие педагоги осваивают словарь крылатых выражений, которые потом используют в педагогической практике. Иначе как объяснить, что фразы вроде «Лес рук!» и «Выйди и зайди нормально» слышат все новые поколения школьников?

Но психологи предупреждают: именно этот арсенал устойчивых выражений может быть одним из факторов, провоцирующих школьников на агрессию. О чем идет речь? Разбираемся.

Рейтинг фраз, которые бесят

Опросы на эту тему проводятся почти каждый год. И за это время сформировалась подборка слов учителей, которые неизменно оказываются в рейтинге. В этом году места распределились так:

• «Дверь открыта, я все слышу» — 30%;

• «Звонок для учителя» — 16%;

• «Оценку тоже поделим пополам?» — 10%;

• «Что вас так развеселило?» — 6%;

• «Кто шуршит на уроке?» — 5%.

Знакомые слова, не так ли?

В списке еще «А голову ты дома не забыл?», «Лес рук», «Вы самый худший класс в моей жизни», «Скажи нам — вместе посмеёмся!», «Смотрит в книгу — видит фигу».

Откуда детский негатив?

Понятно, что проблема — не просто в наборе частых фраз. А в том, как их воспринимают дети. По словам психологов, на первый взгляд безобидные выражения имеют совсем не позитивную окраску. С высоты детской восприимчивости и ранимости в них можно увидеть:

• обесценивание чувств и эмоций;

• сравнение с другими детьми не в пользу ребенка;

• недоверие к личности и унижение человеческого достоинства;

• инструкцию для окружающих, как относиться к школьнику.

Например, брошенное вскользь «Петров, ты задерживаешь весь класс!» может стать своего рода командой «фас» для одноклассников ребенка. Ну, раз учитель в негативном ключе выделил школьника, почему бы и детям не присоединиться?

«Вот как можно ответить детям на просьбу повторить объяснение: „Повторяю для особо одаренных“? Дети же улавливают в этой фразе ехидство и пренебрежение. А еще и сравнение: мол, умные все с первого раза поняли, а „особо одаренные“ тратят время класса. И дети запоминают этих негативно выделенных детей, вольно или невольно, и при случае напоминают, кто среди них самый тупой», — жалуется мама шестиклассницы из ТиНАО.

А «Иди умойся, ты не на дискотеке» в адрес девочки почти точно приведет к насмешкам со стороны мальчиков. А ведь не все дети могут с юмором относиться к таким ситуация, кто-то может и начать комплексовать всерьез.

Некоторые родители с улыбкой вспоминают учительские «перлы» в свои школьные годы. Другие помнят собственное чувство обиды, когда педагог использовал уничижительные фразы в их адрес.

«Я постоянно слышала, что я хуже такой-то и такой-то, перечислялись фамилии, и по успеваемости, и по поведению», — рассказывает та же мама школьницы.

Взгляд с другой стороны

Школьный психолог, которому мама шестиклассницы показала список типичных учительских фраз, не увидела в нем оскорбительных или унизительных высказываний. По мнению специалиста, иногда те самые крылатые выражения — это единственный способ успокоить большой класс, в котором 40 детей. А им только дай повод сорвать урок.

Некоторые из опрошенных педагогов тоже признали собственную страсть к отдельным «штампам», но точно не злой умысел. Они же напомнили: учителя — тоже люди. А современные дети нередко столь мастерски пользуются инструментами скрытой иронии, сарказма и завуалированных оскорблений, что об унижении чести и достоинства могут говорить и учителя.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что у этой проблемы есть несколько граней. Возможно, педагогам стоило бы воздержаться от слишком язвительных выражений, вспомнив о хрупкости детской психики. Но иногда и детям стоит вспомнить, что их права не безграничны, а нормы уважительного общения — едины для всех.

Советуем к прочтению: Школам рассказали, как решать конфликты педагогов с учениками

Фото: freepik.com