Ребенок не может сконцентрироваться на учёбе. Что делать?
«Ему сложно высидеть целый урок и не отвлечься. Я вообще не понимаю, насколько он включён в процесс и способен усваивать материал!»
«Мы постоянно боремся, чтобы хоть что-то сделать по учёбе. Мне хочется, чтобы он относился к обучению серьёзнее».
«Друзья, соцсети, секции, видеоролики в Интернете заботят её намного больше, чем учёба. Как мне привлечь её внимание?»
Вот только некоторые вопросы, с которыми в своей жизни сталкиваются современные родители.
Сконцентрироваться на вопросах обучения и правда бывает сложно потому, что всё самое любимое и интересное всегда рядом и в доступе: общение с друзьями, онлайн-игры, мультики, видеоролики, социальные сети. И всё это в одном месте — дома за компьютером. Конечно, отделить одно от другого, организовать себя и своё время бывает совсем непросто в такой ситуации. Некоторые взрослые теперь хорошо знают, что такое удалённая работа — и как это бывает сложно.
Кроме этого важно понимать, что у современных детей и подростков скорость обработки информации намного быстрее, чем у нас — они постоянно сталкиваются с огромным информационным потоком. Им бывает сложно удерживать внимание на чём-то одном дольше пяти минут, ждать и поддерживать интерес к предмету.
Как помочь?
И всё-таки способность концентрироваться очень важна в процессе обучения. Так как же помочь?
1. Планируйте день.
Чтобы ребёнок мог рассчитать свои силы, ему важно понимать происходящее и учиться планировать свой день заранее. Вы можете обсудить с ним его режим, разделить и прописать конкретно часы отдыха и учёбы, поговорить, чем хочется и можно заниматься и когда.
2. Организуйте пространство для обучения.
После того, как вы разделили учебное время и время отдыха, вы можете организовать пространство для обучения. Если ребёнок отвлекается и не может сконцентрироваться на занятии, то большое количество посторонних предметов на его столе или в комнате могут быть дополнительными стимулами для отвлечения, визуальным перегрузом. Постарайтесь минимизировать количество предметов и оставить всё самое нужное. Хорошо, если получается организовывать рабочее место вместе.
3. Мотивируйте!
Может быть, ребёнок уже перегружен? Он устал проводить столько времени за уроками, а потом ещё и домашка. Он уже просто не в силах включаться, даже если очень хотел бы. Может быть, ему сложно столько времени проводить на одном месте: он постоянно вертится, качается на стуле, грызёт карандаш, что-то крутит в руках. В таком случае попробуйте найти то, что будет поддерживать и мотивировать ребёнка в момент обучения: стакан воды регулярно на перемене, разминка для глаз и пара упражнений, чтобы размяться/попрыгать/сменить картинку. Проверьте, что ребёнку точно удобно сидеть на стуле, и его спина находится в правильном положении.
4. Хвалите!
Не за то, что он и так умеет и что даётся без особых усилий, а за то, над чем пришлось потрудиться. Концентрация внимания отнимает много ресурса, поэтому важно, чтобы ребёнок получал дополнительную подпитку и поддержку от родителей и учителей. Акцент на неудачах также забирает силы, а вот фокус на достижениях и успехах — прибавляет их. Вы можете обращать внимание в первое время на очень простые (на первый взгляд) вещи: много запомнил с урока, сам сделал задание, отвлёкся на один раз меньше, чем до этого. Главное, наблюдайте и фиксируйте динамику вместе. Так вам будет легче оценить, что происходит и в каком темпе.
У каждого из нас своя скорость. Кто-то очень быстро и слёту всё запоминает, может быстро ориентироваться и находить ответы на вопросы, кому-то нужно немного больше времени. Лучшее, что мы можем сделать: запомнить, что нет смысла сравнивать разных людей друг с другом, и научиться отмечать собственные победы.