Урок рисования 4 класс: «Работа с натурой. Выбор формата в композиции»
Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы с вами приступаем к лекции по композиции. Сегодняшняя тема называется «Работа с натурой и выбор форматов композиции».
Мы учились работать с абстрактными формами и по-разному располагать их в разных форматах. Но постепенно надо переходить к рисованию реальных предметов и реальных объектов.
Важно понимать, что любое
реальное изображение подразумевает наличие какой- либо натуры, реального объекта, который существует в обычной жизни, который мы с вами можем увидеть, потрогать и изучить с разных сторон. То есть, мы какие-то отдельные предметы не придумываем из головы, а понимаем, что, например, эта чашка или этот чайник существует в действительности.
Чтобы нарисовать какой-то объект реалистично, чтобы мы понимали, как он устроен, важно посмотреть на этот предмет в
реальной жизни, изучить его с разных сторон.
Пример
Если мы с вами захотим нарисовать гитару, мы должны посмотреть на эту гитару в
действительности. Нам важно знать ее примерные пропорции, также, пропорции ее отдельных элементов. Знать насколько у нее большой гриф, насколько большой корпус, какой он формы. Мы должны
примерно понимать ее устройство. Как крепятся струны, для чего эти струны нужны. Вам
будет очень сложно нарисовать гитару, если вы никогда не видели ее в реальной жизни. Если, например, вам кто-то расскажет про эту гитару и вы попробуете нарисовать по
воображению, по вашему представлению, то скорее всего, ваша интерпретация рисунка будет очень сильно отличаться от реальной гитары.
Точно так же и с остальными предметами, которые нас окружают. То есть, чтобы нарисовать
максимально конкретный объект, максимально похожий, нужно его хотя бы один раз увидеть в
реальной жизни и хорошо запомнить, а еще лучше — нарисовать его с натуры. Хорошим способом, чтобы познакомиться с предметом и запечатлеть его, является создание набросков.
Что такое набросок
Наброски — это небольшие рисунки, которые очень часто выполняются художниками с целью знакомства с
тем объектом, который автор позже собирается нарисовать на большом листе. Или использовать в своем рисунке, или же набросок может быть самостоятельным. Таким образом вы знакомитесь с предметами, с местом, куда вы пришли в первый раз, или, может быть, вы нарисуете какое-то животное или даже фигуру человека.
Это все формирует вашу «визуальную библиотеку», и потом вы эти образы сможете использовать в ваших больших работах, в ваших композициях и рисунках. Во время рисования вы будете близко знакомиться с разными предметами,
изучите их, и в дальнейшем такие наброски вам могут помочь и станут
настоящей шпаргалкой при переходе к большим работам.
Как выполнить набросок
Для начала стоит отметить, наброски мы чаще всего делаем на каком-то небольшом листочке бумаги. Обычно это не холст и не профессиональная бумага, а самая обычная, небольшого формата. Это может быть блокнот или скетчбук. Все, что помещается в карман или в вашу сумку.
Материалы для рисования могут быть абсолютно любые. Это
может быть: ручка, линер, тушь и перо, маркеры или фломастеры. Вы можете даже красками создавать самые разные наброски, но удобнее всего делать наброски простым карандашом, желательно мягким.
Лучше выбрать диапазон мягкости от 2В до 8В, таким карандашом максимально удобно, понятно и приятно создавать самые разные наброски. При
рисовании наброска важно выбрать конкретный предмет или объект, который вы хотите
изобразить.
Постановка предмета
Постарайтесь выбрать для себя определенный ракурс, с которого вы будете рисовать. В процессе создания наброска вы можете постоянно
подходить к предмету, который вы изображаете, обходить его с разных сторон, изучать его, но
постарайтесь возвращаться к тому ракурсу, с которого вы рисуете и не менять его. Ракурс очень
важно сохранять, чтобы не наделать ошибок, чтобы выстроить нужную
перспективу.
При создании своих первых набросков не нужно сразу рисовать сложные объекты.
Для практики вам достаточно начать с чего-то очень простого. Например, с предметов, которые находятся у вас на столе. Вы можете заметить у себя чашку, ложку, ручку, банку с карандашами или компьютерную мышку. Все это вы уже можете потренироваться рисовать на каком-то маленьком формате, например, в блокноте.
Обратите внимание — если вы будете использовать блокнот, его листы должны быть белыми, без дополнительных линеек или клеточек, чтобы вас ничего не отвлекало от рисования наброска.
Геометрические фигуры
Мы с вами уже знакомы с геометрическими фигурами. Для рисования реальных предметов важно
видеть, что более сложные предметы состоят из таких же простых геометрических составляющих — двухмерных кругов, треугольников, квадратов, трехмерных шаров, пирамид, кубов и других фигур.
Различные сложные по строению предметы можно разложить на самые простые формы.
Например, если мы посмотрим на стопку книг, мы увидим, что каждая книга — это вытянутый параллелепипед.
Они все разные формы разного размера, но вы уже понимаете, как этот параллелепипед можно
нарисовать, и проблем с рисованием стопки книг у вас не возникнет, потому что вы понимаете
конструкцию каждой книги.
Давайте посмотрим на более сложный пример. Возьмем алюминиевый бидон. Его мы можем представить в виде соединенных между собою цилиндров:
один большой цилиндр внизу и один маленький приплюснутый цилиндр. Сверху еще один цилиндр в виде ручки. Ручка прикрепляется к верхней части, и у нас
получается бидон. Таким образом, мы можем разложить любой предмет на самые простые формы, тогда нарисовать его будет намного проще.
Голову человека художники тоже часто упрощают до простых геометрических форм. Когда мы
рисуем такую сложную конструкцию как голова, тело человека или животного, мы тоже можем разбить эту форму на разные элементы.
Например, череп человека. Он напоминает шар, нижняя часть напоминаю клиновидную форму, возможно, пирамиду и эти две части между собой сочетаются, появляются дополнительные формы, и у нас появляется голова человека.
Возьмем такую абсолютно не геометрическую, на первый взгляд, форму как деревья. Но часто деревья нам все
равно напоминают ту или иную геометрическую форму. Например, южные тополя и кипарисы похожи на вытянутую вверх пирамиду с острым кончиком или на конус. Яблоневые деревья напоминают своей кроной шар. Стволы деревьев это у нас цилиндр, который расширяется снизу, если имеет широкие корни.
Поэтому, рисуя что-то сложное, от цветов и натюрмортов до человеческого тела, всегда берите за основу геометрию.
Мы отталкиваемся от простых форм и переходим на более сложные. Подумайте, из каких простых
форм состоит тот или иной предмет, когда вы его рисуете, а затем добавляйте дополнительные
детали.
Пропорции
При рисовании обращайте внимание на величину одного объекта относительно другого, а также на величину одной части предмета относительно другой. Это называется «пропорции».
Померить величину пропорции предмета или их частей можно таким образом: максимально вытяните руку вперед, не сгибая ее в локте. Держа руку
максимально прямо смотрим через карандаш на предмет, в котором нам нужно померить
пропорции. Например, мы можем померить, насколько его ширина больше, чем его высота, или наоборот, насколько высота больше, чем ширина какого-то объекта. Для этого мы вытягиваем руку, в которой держим карандаш, и через карандаш смотрим на предмет. Верхний кончик карандаша ставим на верхнюю часть предмета, а нижнюю часть
зафиксируем большим пальцем. После того, как вы зафиксировали большой палец, переместите карандаш к другой части предмета, которую вам нужно
измерить, и посмотрите, сколько раз у вас укладывается первая часть во
вторую. Таким образом, вы сможете померить сколько раз ширина должна укладываться в высоту.
Благодаря этому способу вы сможете с точностью измерить пропорции предметов или отдельных
частей, узнать ширину, высоту и размеры относительно друг друга. Старайтесь рисовать наброски плавными, яркими и смелыми линиями.
Можно попробовать нарисовать сразу несколько набросков одной неотрывной линией. Поставили
ручку или карандаш и ведете линию. В данном упражнении не обращайте внимание на ошибки и на точность пропорций. Эти наброски нужны прежде всего для вас, чтобы вы размяли руку, натренировали
свой глазомер и подробнее познакомились с натурой и предметом, которые вы рисуете.
Также, чтобы еще лучше изучить тот объект, с которым вы имеете дело, вы можете слепить маленькую модель предмета из пластилина или из глины.
Так вам будет понятнее, как предмет устроен, его объемы. Вы сможете его покрутить,
рассмотреть с разных сторон, понять его устройство.
Формат листа
Размер и пропорции листа имеют большое значение для каждой композиции. Они влияют на
раскрытие темы, сюжета. Способствует созданию определенного настроения и образа в работе.
Приступая к изображению любого объекта, художник должен установить связь с листом бумаги и будущим рисунком.
Например, если бумага у нас большого размера, то и рисунок на этой бумаге должно быть крупным,
чтобы не получилось слишком много пустого места, которое ничем не заполнено.
И наоборот, если у нас формат маленький, то, соответственно, и изображение должно быть маленьким, чтобы оно вместилось в формат.
Задумка тоже может соответствовать размеру листа. Если у вас выбран большой формат, то вы можете изобразить что-то торжественное, величественное, масштабную сцену с разными персонажами.
Если у вас формат маленький, то там может быть камерная, уютная сценка или даже натюрморт, простой пейзаж и так далее.
Бумага для рисования обычно имеет какой-то удлиненный формат. Она не квадратная, а вытянутая. Для изображения высокого предмета, лучше всего лист бумаги поместить вертикально.
Если вам нужно изобразить длинный и широкий предмет, то лучше положить листочек бумаги горизонтально.
Горизонтальный формат способствует движению взглядов вдоль картинной плоскости справа
налево.
Такой формат дает необходимый простор для взаимодействия отдельных персонажей.
Этот формат создает ощущение спокойствия, воздуха, придает дополнительную динамику.
Также, формат, вытянутый в разные стороны, удобен для показа массовых сцен, для большей динамики, но здесь уже немного теряется роль композиционного центра.
Вертикальный формат придает изображение ощущение величественности, стройности,
возвышенности. Такой формат очень часто художники выбирают для торжественного или даже
драматического сюжета. А вот, например, квадратный формат лучше всего использовать для создания уравновешенных композиций, статических,
симметричных. Здесь очень ярко выделяется
композиционный центр, он сразу бросается в глаза и часто используется именно симметрия.
Завершение
В ваших следующих заданиях вы будете часто работать с натуры, будем рисовать реальные объекты и работать с разными форматами.
Я вам всем желаю большого вдохновения и творческих успехов. Увидимся с вами на следующих уроках.
Всем пока!