Урок рисования 6 класс: «Русская живопись 2 половины XVIII века»
Всем привет!
Сегодня мы с вами будем говорить о русской живописи второй половины восемнадцатого века. Мы встретим много известных имен, которые вы, вероятно, уже знаете или когда-либо слышали.
Наш план урока — сначала мы с вами разберем общие события и настроения, которые были во второй половине
восемнадцатого века, а потом уже посмотрим историческую живопись.
Исторический контекст
Начнем мы, конечно же, с исторического контекста, чтобы понимать, что происходило в России в то время.
Нам важно четко знать, что во второй половине восемнадцатого века была передовая мысль, общественная Русская, и она, в основном, выражалась через просветительскую философию.
В то время просветительская философия была популярна и в Европе. Для нее были характерны: вера в силу человеческого разума, ненависть к проявлениям социального неравенства, и, в целом, разум считался главным способом понимания всего окружающего мира.
Известную роль в формировании идеологии просветительской общественной мысли сыграло знакомство передовых людей России с сочинениями французских философов восемнадцатого века — Вольтера, Руссо, Дидро, де Ламбера и различных других. Даже сама Екатерина Вторая, которая в то время правила, вела переписку с представителями французского просвещения, а именно с Вольтером и Дедро.
Однако, нужно помнить, что Екатерина Вторая была императрицей, и, когда она правила, было крепостное право. В ее время была крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева. Поэтому, несмотря на то, что она переписывалась с различными просветительскими деятелями, проблемы в стране все равно присутствовали.
Постепенно и достаточно настойчиво, русские художники завоевывали себе право на творчество, право создавать все то, что им хотелось. Право на свободные выражения своих художественных и общественных идеалов.
Реалистическое направление
В восемнадцатом веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Здесь герой искусства, носитель
общественного и эстетического идеала становится живой мыслящий человек.
В это время формируются новые жанры живописи, появляется историческая живопись с акцентом на русскую историю, а также пейзажный и бытовой жанр. Разнообразие и полнота структуры различных жанров получила развитие именно в последние
десятилетия восемнадцатого века. Живопись очень широко распространяется. Обогащаются царские собрания, складываются фамильные коллекции в столицах и более провинциальных городах и усадьбах. Получает
общественное признание сам живописец, сам художник, поэт и артист. С этим же временем связаны первые большие художественные выставки и продажа произведений.
Также, формируется роль профессионального мнения по вопросам искусства. Появляются критики и искусствоведы, а также эстетические произведения и трактаты.
Академия Художеств
Большую роль в истории русского изобразительного искусства играет Академия Художеств, которая появляется в 1757 году. Вскоре она буквально стала центром всей художественной жизни страны. Академия Художеств была не
только школой, в которой получали образование огромное количество молодых художников. Она объединяла вокруг себя лучших представителей изобразительного искусства: и живописцев, и скульпторов, и
архитекторов, и графиков, и в том числе, тех людей, которые там преподавали.
Сначала академия располагалась в особняке Шувалова. Именно Шувалов является основателем Академии Художеств. Потом уже построили отдельное здание. Академия по сей день находится в Санкт-Петербурге в этом здании, и там учится огромное количество студентов.
Несмотря на то, что основные руководители академии всячески пытались уберечь молодежь от влияния прогрессивной общественной мысли, различные передовые идеи все равно проникали за академические стены, в среду учеников и преподавателей.
Хотя сюжетами для классных работ обычно избирались различные отвлеченные темы из античной истории или античной мифологии, наряду с ними все чаще появлялись сюжеты из отечественной
истории, что было новаторством для того времени. Академия давала своим ученикам основные знания в области рисунка, в области живописи, в области лепки, анатомии, перспективы. И первые же выпускники академии показывали очень высокий уровень подготовки и художественного мастерства. Таким образом академия очень быстро превратилась в одно из лучших художественных заведений Европы.
Историческая живопись
Теперь поговорим про историческую живопись. Историческая живопись как жанр появилась еще вначале восемнадцатого века. Но наивысшего своего развития она достигает именно во второй половине восемнадцатого века. Проявилась она в творчестве Лосенко, Акимова, Соколова и Угрюмова. Эта группа художников была тесно связана с молодой академией. И большинство художников, о которых мы будем говорить, либо выходцы из Академии Художеств, либо были к ней близки.
Академия всячески опекала историческую живопись. Именно академия считала историческую
живопись самым благородным и значительным жанром среди всех остальных. Даже когда студенты заканчивали Академию Художеств, и им нужно было написать одну большую работу, она должна была быть именно исторической.
«Полтавская Баталия»
Выдающуюся роль в историческом жанре сыграл Ломоносов, которого мы больше знаем как
ученого. Но, на самом деле, он также обращался и к искусствам. Он возродил старинную технику
мозаики и создал огромную мозаичную историческую картину «Полтавская Баталия», которая находится в Академии Наук.
Именно он изучал свойства стекла. Ломоносов был поражен необычной красотой смальты (цветного стекла) и увлекался изготовлением мозаичных полотен.
Для выкладывания мозаики ученому потребовалась помощь семерых рабочих и художников, потому что он не обладал художественными знаниями и навыками. Нанятый живописец подготовил картонную основу с изображением того, что там будет. Получив этот картон, Ломоносов с рабочими начал выкладывать это произведение.
На картине изображается финальный эпизод сражения Полтавской битвы, где летним утром 1709 года на левом берегу Днепра вспыхнуло противостояние между русскими и шведскими войсками. Командовал им сам Петр Первый. Это первый сюжет, когда художник обращается именно к событиям истории
России. Историческая картина, которая воспевала прошлое русского народа была призвана воспитывать у современников любовь и уважение к России, возбуждать в них патриотизм и следовать героизму своих предков.
«Владимир и Рогнеда»
Первым подлинно крупным мастером исторической живописи был Лосенко. Это воспитанник Академии
Художеств. Он прожил недолгую жизнь, но успел все-таки сделать многое для развития русского искусства.
Разберем пару его известных произведений. Пожалуй, самое известное это «Владимир и Рогнеда». Это буквально первое полотно на тему отечественной истории. До этого произведения на исторические сюжеты основывались только на греческих, римских и скандинавских мифах, либо на преданиях античности и
средневековой Европы. А здесь же сюжет был заимствован именно из российской истории.
Из такого произведения Ломоносова «Российская история».
Здесь изображен новгородский князь Владимир, он предложил полоцкой княжне Рогнеде стать его женой, но Рогнеда не согласилась. Будучи отвергнутым Владимир решил поступить кардинально. Он пошел с войной на Полоцк, убил отца Рогнеды, убил её братьев и силой взял княжну в жены.
В качестве сюжета тут как раз выбран момент раскаяния, когда Владимир просит прощения за все то насилие, которое он
причинил.
Такие сюжеты, направленные против насилия, были весьма характерны для просветительских представлений той эпохи.
Архитектура и костюмы здесь соотносятся с античными. Герои молоды, прекрасны, и вообще
композиция напоминает театральную мизансцену. В этом произведении художником был сделан существенный шаг к воплощению в
живописи человеческих страстей и к избавлению от идеализации. И именно эта картина принесла Лосенко звание академика и профессора.
«Прощание Гектора с Андромахой»
Другая, но не менее яркая работа, «Прощание Гектора с Андромахой».
Здесь он уже обращается к античным сюжету. Сюжет заимствован из поэмы Гомера «Илиада» про
Троянскую войну. Именно это полотно в течение пяти десятилетий считалось в русской живописи эталоном исторической классицистической картины.
Здесь мы видим троянского героя Гектора. Он выступал за Троян, был у них самым главным героем, и он отправляется на битву, понимая, что его, скорее всего, убьют, что греки достаточно сильны. Он прощается с семьей и со своими согражданами, предчувствуя свою гибель. Но он не склоняется перед судьбой. Он понимает, что ему все равно
нужно идти на бой и хотя его жена умоляет его чтобы он остался, но так или иначе, мы видим этот высокий патриотический порыв героя, который важнее всех его
личных переживаний. Несмотря даже на то, что у Гектора совсем недавно родился маленький сын, которого держит его жена. Но Гектор герой, который обязан идти на войну. Картина проникнута очень высокими гражданскими идеалами, что было характерно для исторической живописи классицизма.
Композиция
Композиция здесь также очень ясная, уравновешенная. Фигура Гектора помещена в центре картины и является композиционным центром. Помимо того, сама поза Гектора
очень эффектная, с пафосным жестом, с ярким красным плащом. Сразу понятно, что он выделяется на фоне всех других.
Другие действующие лица изображены на втором плане, и они также устремлены взглядами и жестами к основному герою. Как бы все смотрите на него. Все точки взглядов буквально встречаются именно в этом композиционном центре, на самом Гекторе. Также, здесь присутствует и его супруга Андромаха, она держит ребенка.
Обратите внимание, что с одной стороны Гектор делает пафосный взмах рукой, говоря, что ему нужно идти, но с другой стороны, он держит
руку ребенка. Сам ребенок, также, тянется к отцу. Считалось, что Андромаха написана достаточно посредственно, а вот служанка Андромахи очень хорошо получилась, Лосенко очень искренне изобразил ее эмоции.
Также, обратите внимание, что цвет в картине очень строг, лаконичен. Гармония колорита строится на сочетании коричневых, серых и контрастных серебристо-желтых и красных тонов.
Угрюмов Г.И.
В последние годы своей жизни Лосенко был тесно связан с Академией Художеств, где вел большую педагогическую работу. Он являлся руководителем класса Исторической Живописи, и многие
русские художники были обязаны ему своим воспитанием и последующими успехами.
К сюжетам из русской истории также обращался и художник Угрюмов. В его произведениях мы можем увидеть образы Романова Михаила Федоровича и
Александра Невского. Он тоже будет обращаться к Российской истории, несмотря на условный характер создаваемых им образов. В искусстве Угрюмова чувствуется живой интерес к героям родной истории. Одним из наиболее замечательных произведений будет
картина испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем. В этой картине Угрюмов воспел силу русского юноши Яна Усмаря. Ян победил в единоборстве печенежского богатыря и обратил в бегство полчище врага. Таким образом он спас родную страну от поработителей.
Угрюмов привнес много в русское искусство. Он был профессором академии, у него учились крупные художники начала девятнадцатого века. Это Андрей Иванов, Егоров, Кипренский и различные другие.
Завершение
На этом все. Мы посмотрели произведения второй половины восемнадцатого века. Призываю вас подробнее обращаться к искусству того или иного художника. Можете сегодня подумать, какой художник вам показался симпатичнее. На этой ноте я с вами прощаюсь. Желаю удачи, до новых встреч в других уроках. Пока!