Урок рисования 7 класс: «Импрессионизм. Дега, Сислей, Писсарро»
Всем привет!
Ребята, всем привет, меня зовут Эльвира.
Продолжаем говорить про импрессионистов. Мы с вами уже познакомились с тремя важными художниками — это Эдуард Мане, Клод Моне и Ренуар.
План урока
Сегодня мы с вами будем смотреть искусство трех не менее важных авторов-импрессионистов, а именно Писарро, Дега и Сислея. Соответственно, весь наш урок будет разделен на три части. Сначала поговорим про Дега, потом про Писсаро и под конец про Сислея.
Эдгар Дега
Ребята, надеюсь, что вы готовы и начнем мы с важного автора, а именно с Эдгара Дега. Его вы можете видеть перед собой. Это его автопортрет.
Дега один из основателей движения, которое принимало участие в семи из восьми выставок импрессионистов. В основном его искусстве мы увидим различные совмещенные композиции, которые будут обрезаны краем полотна фигуры, неожиданные предметы, которые будут заслонять главных героев, как будто бы невзначай, выхваченные. Мы увидим некоторые репортажные моменты.
Эдгар Дега во всех любимых сюжетах искала и писал прежде всего движение. Он писал моющихся женщин, жокеев перед стартом, он писал своих любимых балерин, которые разминались и танцевали на сцене. Это, безусловно, было основным мотивом в его искусстве. Дега не был классическими импрессионистом. Он не любил работать на пленэре или, например, у него в искусстве можно найти черный цвет. Работал он исключительно в студии. Но все же, его всегда, будут ставить в один ряд с другими великими импрессионистами, так как он был импрессионистом жестов.
Особенности художника
Дега как будто вовсе не интересовали традиционные цели художника. Он не хотел прославиться побыстрее и продать наибольшее количество картин, войти в историю или занять хотя бы несколько стен величайших музеев мира. Он просто писал свои известные полотна, и самое интересное, что он писал их пастелью. Пастель это не самый надежный материал, у него недолговечный слой, который нельзя оставить на века. Поэтому очень многие гениальные картины, которые считаются шедеврами, хранятся в музеях. Их можно посмотреть там раз в несколько лет, и то, на специальных выставках, где следят за температурой, за тем как экспонируется.
Дега был еще и скульптором, и многие его скульптуры были созданы не только из бронзы, но и, например, из воска. Воск тоже является не таким долговечным материалом. Некоторые работы нашли только после смерти художника. Эдгар Дега постоянно искал точный рисунок для передачи жестов и движений, он выбирал очень сложные позы для его героев и героинь. Он часто искал странные ракурсы, необычно сдвигал точку зрения, выстраивал своих моделей в вывернутые позы. Ему были интересны эти задачи, он брался за них с большим интересом и азартом, чтобы создать правильный рисунок.
Тема балета в искусстве Дега
Одной из любимых тем Эдгара Дега был балет. Именно балет задавал эти ресурсы сложности в рисунке, ведь там очень много различных поз — необычных, сложных, гибких тел, театральных перспектив, яркого света. Это давало ему большой простор для выбора.
Одним из самых известных произведений на тему балета является работа «Голубые танцовщицы». Это одна из поздних работ Дега, она создавалась в то время, когда Дега страдал от отслоения сетчатки, он прятал глаза от солнечного света и очень слабо видел. А через несколько лет он вообще перестает писать и начинает лепить из воска, так как еще остается возможность чувствовать, сминать и прилеплять воск и глину.
Балерины и различные ученицы хореографических школ приходили к Эдгару Дега в мастерскую. Он там делал десятки этюдов, набросков. Потом он их собирал в одну продуманную, математически точную, уравновешенную композицию. Любимый эффект художника, как-будто случайно выхваченного фотографического кадра, на самом деле был результатом очень плотной предварительной работы и расчета. Дега говорил: «Всему, что я делаю, я научился у старых мастеров. Сам я не знаю ничего ни о вдохновения, ни о стихийности, ни о темпераменте». Это как раз показывает то, как старательно он относился к своей работе.
Очень важно, что Дега никогда не писал прима балерин и известных танцовщиц с громкими именами. Лица его балерин мало о чем говорили даже современникам художника. Это танцовщицы или совсем юные ученицы, которым только предстояло выйти на сцену. Им совершенно неважно было получить их личный портрет, повесить его в гостиной и получать комплименты. «Голубые танцовщицы», которых вы видите, могут показаться просто зарисовками одной и той же балерины. Будто бы она завязывает пуант, потом поправляет платье, осматривает костюм. И есть ощущение, что он их так разместил в рамках одного листа, будто бы это такой прекрасный танец. Буквально происходит магия синтеза театра и живописи.
Главные атрибуты картин
Благодаря использованию пастели в этой работе Дега добился богатства фактуры и цвета. Небольшие мазки и штрихи, которые он использовал, ложатся в нужном направлении, создавая ощущение самой пачки. Помимо того, он добавляет синих теней, которые рассыпаются блестками света на волосах танцовщиц. В этой работе как раз проявляются неожиданные ракурсы, асимметрия в расположении объектов. И будто бы застигнутые врасплох персонажи — это буквально главные атрибуты его картин.
Серия работ моющихся девушек
Интересная работа, которую мы рассмотрим — «Ванна». Дега написал целую серию работ моющихся девушек. Он притащил в мастерскую чаны, тазы, позвал натурщиц. Они занимались своими делами — расчесывались, мылись, вытирались, одевались, раздевались, в общем, занимались рутиной. Сначала они были очень удивлены тем, что Дега просил их сделать. Тем, что он даже не всегда пишет, а просто наблюдает. Но потом они просто расслаблялись и делали все, как привыкли, не замечая художника. Дега именно этого и хотел.
Эдгар Дега первый художник, который примирил обнаженную натуру и современность после нескольких столетий с салонной традицией. Где в основном было обнаженное тело, но только в виде древнегреческих богинь, где были вокруг Амуры, красивая драпировка.
Давайте вспомним «Олимпию» Мане. Нагота там совершенно другая. Она скорее вызывающая, а вот у Дега она более естественная, повседневная, даже немного скучная. Обратите внимание, моющаяся женщина даже не смотрит в глаза Дега и зрителям. Соотвественно, мы не видим лиц этих моющихся женщин. Они просто как-то неуклюже разворачиваются, моют части тела, вылезают из ванн, наклоняются. Такая обыденность как раз нравится самому Дега.
Важная работа — это «Оркестр оперы». Мы видим здесь тему балерин, но она обыграна уже несколько иначе. Посмотрите, насколько эта картина любопытна, какой у нее необычный ракурс. Здесь мы снова видим эффект выхваченного фотографического кадра. На переднем плане находится спинка стула, а главные герои всего этого процесса — балерины. Они будто не поместились в кадр, видны только их обрезанные тела снизу и сверху. Именно в этом жесте, ракурсе и повороте был хорош Дега.
Камиль Писсарро
Следующий художник, о котором мы сегодня поговорим, это художник Камиль Писсарро. Он считался самым старшим среди всех импрессионистов. Многие относились к нему как к учителю и наставнику, особенно для молодых художников-новаторов. Писсарро обращался в основном к пейзажам. Его источником вдохновения была земля, по которой он ходил. Воздух, который он рисовал очень плотным, и свет, который влиял на восприятие всего пейзажного произведения. Чистые цвета, плотные мазки, серии картин, которые написаны в разное время суток. Все это можно увидеть в произведениях Писсарро.
История жизни буквально каждого второго импрессиониста и постимпрессиониста можно начинать словами: «Если бы не Камиль Писсарро…». Действительно, он сильно повлиял на многих художников. Даже шестидесяти трех летний Поль Сезанн, уже будучи признанным художником, на одной из выставок подписал свои работы как «Ученик Писсарро». Также, известный Поль Гоген, возможно, так бы и остался брокером, если бы не Писсарро.
Особым талантом Писсарро была возможность постичь суть места. Он был художником места, художником земли. На городской улице, посреди поля или пыльной дороги, Писсарро менялся в зависимости от места, в которое он попадал.
Признание
Камиль был верным последователем импрессионизма. Несмотря на то, что всю жизнь он сильно нуждался, у него была жена, пятеро детей, но он все равно упорно продолжал писать свои произведения. Он ни разу не переключился на салонную живопись, чтобы стать более популярным. Неизвестно откуда он брал силы, чтобы до конца верить в себя. Чтобы не умереть с голоду Писсарро занимался подработками. Например, он расписывал веера который охотно раскупали.
Настоящее признание к Писсарро пришло только после шестидесяти лет. Когда всем остальным было сорок, Писсарро смог абсолютно забыть о нужде.
Воздух в картинах Камиля Писсарро всегда очень плотный, очень густой. Мы видим сплав цвета и объема. Художник не боялся писать самые переменчивые явления природы, которые показываются на одно мгновение и исчезают. Первый снег, морозное солнце, длинные тени. Самые известные его работы — это виды Парижа с широкими бульварами, с огромной толпой, которая идет вперед. И он писал их примерно так же, как Клод Моне — днем, ночью, в разное время суток.
Виды Парижа
Давайте посмотрим на «Бульвар Монмартр в Париже» работа 1897 года. Писсарро очень любил писать бульвар Монмартр днем, вечером, ночью, утром, в дождь и в разных других состояниях. Он его писал из гостиничного номера с тремя окнами. Потом такие же эксперименты он будет проводить с различными другими улицами и местами Парижа.
Одних даже изображений при разной погоде в течение 1900 года Писсарро написал целых семнадцать. Он изображает шумные, очень светлые городские площади и бульвары. Они у него буквально живут, они дышат и меняются каждую секунду.
Перед нами полотно, которое находится в Эрмитаже. Здесь Писсарро очень виртуозно передал все атмосферные эффекты, красочную сложность, тонкость этого опасного дня. Мы видим одновременно и динамику самой городской жизни, которая воплощена быстрой кистью художника. Он создает образ современного города. Не парадный или официальный, а обыденный, но при этом одновременно возбужденный и живой.
Городской пейзаж стал главным жанром творчестве этого выдающегося импрессиониста, или, как его еще называли, певца Парижа. Можно посмотреть на ночной Манмартр, здесь воздух буквально плавится от горящих фонарей и витрин. Что также любопытно, улица здесь не прямая, она выгибается дугой и украшается этими огнями от фонарей и ламп. Также, интересная серия «Набережная Малаке в солнечную погоду». Писсаро пишет эту набережную каждый день пока приходит весна. Таким образом он пытается запечатлеть приход этого прекрасного времени года, то в более сумрачное время, то в солнечное.
Альфред Сислей
Последний художник, о котором мы с вами сегодня поговорим, это Альфред Сислей. Мы видим его перед собой на портрете Ренуара.
Сислей это художник импрессионист, который с английским гражданством работал во Франции. Он прошел с друзьями долгий путь непонимания и неприятия его работ. Сислей трагически не дожил до того момента, когда все стали известными, популярными, много зарабатывали. Он не дожил несколько лет до всеобщего признания импрессионизм. Так он и не узнает, что его работы ценятся и очень дорого продаются.
Альфреда Сеслея называли самым последовательным и самым верным импрессионистом из всех французов основателей движения. Однажды в юности Сеслей определяется с основными художественными принципами и остается им верен до конца жизни. Он не играет в различные игры с деформацией пространства или не пытается решать какие-то дилемы цвета или рисунка, не ищет каких-то декоративных эффектов. Его пейзажи — это исключительно точный взгляд на окружающий мир.
Помимо того, Альфред Сислей считался очень скромным и молчаливым человеком. Такими же были его пейзажи — тихие, наполненные цветным уютом. Сислей не любил каких-то внешних эффектов, людей он тоже почти никогда не изображал. Широкими мазками он просто писал небо и воду, дома выписывал более гладко. Это подчеркивало статичность материала.
Искусство Сислея
Особенно он любил писать небо. С него он начинал любое произведение. Именно небо занимало большую часть любого холста. В изображении неба он использовал разные мазки. Это бывало движущиеся небо, грозовое или легкое, тонкое и безоблачное. Сислей так и не дождался своего признания. Его пейзажи казались многим совсем невыразительными, но оценили их уже после его смерти.
Интересная серия есть у Сислея — это «Наводнение в Порт-Марли». Порт-Марли — это такая небольшая деревенька. Наводнение для этой деревеньки было достаточно трагическим и чрезвычайным. Художник жил неподалеку и решил приехать и написать затопленную деревеньку. Где он бывал и уже наблюдал это развивающееся село несколькими годами ранее. Но увидел он здесь неволю и отчаяния. Их он и изобразил на картине.
Сислей изобразил наводнение в виде шести произведений. На каждом произведении мы видим абсолютную гармонию. Очень тихую и переливающуюся воду, в которой отражается небо. Достаточно надежные здания, которые пускают солнце. Людей, которые привыкли к этому и просто заняты своими повседневными делами. Они плавают за покупками на лодках, обсуждают новости и стоят у кромки воды.
Гармония в работах
Ощущение гармонии, которое неизменно вызывают картины Сислея, никак не связано с сюжетом и внешним настроением изображенного пейзажа. Гармония — это внутреннее состояние самого художника. Наводнение, заснеженные дорожки, церкви, станции, акведуки.
Сислей находил места, в которых ему было хорошо. Они не менялись. Он не ходил по шумным бульварам и парижский барам, все это его не интересовало, он был слишком застенчив, чтобы это делать. Сислей был робок, задумчив, ему было комфортно сидеть и писать тихое, приятное место.
Критик и искусствовед написал вступление к каталогу. Там было написано: «На первый взгляд трудно определить, что отличает картину господина Моне от картины Сислея и манеру последнего от манеры Писсарро. Небольшое исследование покажет вам, что господин Моне самый умелый и самый смелый, господин Сислей самый гармоничный и самый нерешительный, а господин Писсарро самый правдивый и самый наивный». Уже тогда замечали, что господин Сислей самый нерешительный и самый гармоничный.
Еще работа достойная внимания — это работа «Вильнёв-ла-Гаренн». Это одна из ранних работ. Она посвящена распространенному среди импрессионистов сюжету — это изображение маленьких провинциальных городков или различных пригородов Парижа. Здесь использован прием многих художников. Когда затемняется деревьями передний план, а задний залит ярким солнечным светом. Этот живой солнечный свет прежде всего привлекал импрессионистов, в том числе Сислея. Именно свет становится здесь главным героем произведения, именно эти слои он видит чутко. Эту изменчивость природы цвета и света.
До новых встреч!
Мы с вами познакомились с импрессионистами. Надеюсь, что вы выбрали того автора, который вам наиболее симпатичен. Обязательно пишите в комментариях, какая работа вам больше всего понравилась или какой автор. Возможно, вы хотите поделиться еще какой-то картиной из импрессионистов, которые, например, мы не рассмотрели. Тоже обязательно пишите по этому поводу. На этом мы заканчиваем разбор импрессионистов. Пока!