Как помочь ребёнку стать открытым новому
Застенчивый, не любит перемены, скрытный, весь в себе, ничем не интересуется, всегда только в планшете, есть ощущение, что дверь закрыта накрепко. Очень сложно понять, что нужно такому ребёнку и как ему помочь!
С огромным потоком доступной информации в современном мире каждый справляется как может. Некоторые активно впитывают всё, что им дают, а другим этого слишком много. В любом случае, ребёнок чувствует себя намного увереннее в безопасности.
Безопасность — это постоянство. А новое — это всегда опасность.
Я просыпаюсь утром и очень хочу знать, что меня ждёт. Я составляю план на день и следую ему. Когда всё идёт по плану — я понимаю, что всё хорошо и могу распределить свой ресурс. А если вдруг внезапно что-то идёт не по плану, мне неуютно. Каждый взрослый может узнать себя в этих строчках. Разве не так?
Но только у взрослых уровень адаптивности по сравнению с детьми очень высок — мы можем ориентироваться на ходу и регулировать свое состояние, потому что у нас большой социальный опыт. У детей его нет.
Именно поэтому ребёнку важны постоянство, режим, расписание, порядок во всём. Кому-то больше, кому-то меньше, в зависимости от особенностей нервной системы.
Так же происходит и с новыми знаниями: когда нам поступает привычная информация, та, с которой мы работаем каждый день, — это комфортная ситуация.
Если же нужно идти непривычным маршрутом, изучать с нуля, узнавать и искать, то это всегда требует от человека гибкости и выносливости.
Но, безусловно, умение быстро реагировать на изменения, учиться новому, быть увлечённым движением жизни открывает множество дверей в будущем.
Каждый родитель задаётся вопросом: «Как помочь ребёнку стать открытым и впустить новое в свою жизнь?»
Ответ нужно начать искать внутри себя и своей семьи
Ребёнка нельзя ничему научить словами — только на своём собственном примере. Поэтому каждому родителю важно наблюдать и замечать, какие характерные особенности семьи ребёнок может перенимать. Так, например, если взрослый не идёт навстречу переменам и с трудом адаптируется в нестандартных обстоятельствах, то тогда, возможно, не следует ждать от ребёнка другого.
Если ребёнок видит, что его родитель доверяет этому миру и не боится пробовать новое, — ему тоже будет легче доверять.
Быть открытым новому — быть открытым хотя бы маме
Какие отношения у ребёнка с родителем? Может ли он быть собой? Говорить то, что думает? От того, как складывались отношения со значимым взрослым с самого раннего возраста, зависит очень многое. И никогда не поздно наладить эту важную взаимосвязь.
В принуждении нет никакого смысла
Когда ребёнок ничем не интересуется, то часто родители пытаются уговаривать его, манипулировать, требовать, сравнивать, ругаться и наказывать, но это работает редко. Даже если ребёнок прилежно делает изо дня в день то, что ему не нравится, у него не появляются внутренняя мотивация и интерес. Наоборот! Растёт неуверенность в своих силах и еще большее недоверие к миру. Велик шанс, что он окончательно откажется «выходить из домика».
Если же всё-таки есть желание помочь ребёнку раскрыться, чтобы изучать жизнь, ошибаться, делать правильные выводы и идти дальше, то лучше начать вести с ним диалог. В диалоге, как правило, каждый участник имеет право выбора и право на выражение своей точки зрения, а если и случаются конфликты, то можно и нужно найти компромисс.
Родитель — мостик между ребёнком и большим миром
Взрослый, конечно, знает больше. И именно поэтому может подсказать, как найти необходимую новую информацию, как с ней работать, как отсечь важное от второстепенного и как применить новые знания к жизни.
Помните, что ребёнок точно лучше всех знает, почему сейчас ему сложно быть гибким и открытым. И если он может поделиться своими мыслями и чувствами, значит, он уже открывается.