А вот в какой мере — разбираемся подробнее.
Не так давно Ассоциация организаторов студенческих олимпиад «Я — профессионал» провела тематический опрос. В нем приняли участие больше 1000 студентов.
По результатам опроса выяснилось, что 85% учащихся прибегают к возможностям ИИ в учебе и обычной жизни, 9,7% респондентов не используют нейросети (хотя и пробовали), и только 4,8% — даже не пробовали. При этом 77% студентов из числа поклонников ИИ пользуются им для поиска информации, 43% — при написании рефератов, курсовых и дипломных, 36% — для генерации изображений, 24% — при создании презентаций, и 22% — для написания программного кода.
Что думают вузы?
Университеты тоже стараются идти в ногу с технологиями. Многие вузы, конечно, все еще запрещают пользоваться ИИ, другие же подходят к вопросу более прогрессивно.
Например, Московский городской педагогический университет разрешает использование нейросетей для поиска идей или анализа контекста. В некоторых других вузах уже регламентирована допустимая доля текста ИИ в дипломных и курсовых. А во ВШЭ и вовсе провели эксперимент, в ходе которого студенты написали выпускные работы с помощью ИИ и успешно защитили их.
В любом случае, большинство университетов уже проверяет студенческие работы не только на антиплагиат, но и на наличие текста, сгенерированного нейросетями.
ИИ в учебе: плюсы и минусы
Быстро находит информацию, может объяснить и даже написать за вас — все это неоспоримые преимущества нейросетей для учебы. Но все же инструмент не идеален. Особенно если пользоваться им бездумно. Поговорим о плюсах и минусах привлечения ИИ к учебному процессу.
Итак, к плюсам можно отнести:
- ИИ помогает разобраться даже в самой сложной теме; ускоряет подготовку даже самых объемных материалов;
- учит задавать вопросы и оценивать информацию;
- может выступать своеобразными тренажером при подготовке к экзаменам.
Конечно же, у нейросетей есть и минусы:
- могут ошибаться и выдумывать ответы. В 2023 году Кембриджский словарь даже выбрал слово года на эту тему — «галлюцинировать». И речь здесь идет как раз про генерацию нейросетями ложной информации;
- отучают думать самостоятельно;
- со временем негативно отражаются на памяти и аналитических способностях.
Из этого всего можно сделать однозначный вывод: использование ИИ в учебе может приносить пользу, если делать это с умом. Например, для поиска идей, создания структуры и анализа контекста. А вот перекладывать на нейросеть всю работу точно не стоит.
«Использование ИИ поможет ускорить процесс поиска информации, анализа данных и формулирования текста, что может дать студентам больше времени для творческого мышления и углубленного исследования своей профессиональной деятельности. При этом существует опасность потери индивидуальности и творческого подхода студента, если он полностью полагается на автоматизированные системы», — считает завкафедрой анализа данных и искусственного интеллекта Кубанского госуниверситета Анна Коваленко.
Такого же мнения придерживаются многие современные преподаватели.
Фото: freepik.com
