Егор, на каких принципах построено обучение в «Онлайн-школе № 1»?
Образование — не просто услуга, а инвестиция в будущее ребёнка. Мы всегда делали и делаем акцент на персональном подходе, поддержке и выстраивании доверительных отношений — ведь это в том числе сказывается на успеваемости детей. Нам важно сохранять тёплое общение между учениками и преподавателями, кураторами и родителями. Наши ученики с нами с самого основания школы, а это говорит о многом.
Мы не просто транслируем уроки онлайн, а выстраиваем полноценную образовательную экосистему: это индивидуальные учебные маршруты, цифровые инструменты для контроля знаний, поддержка кураторов, постоянная обратная связь для родителей и атмосфера сообщества, где каждый ребёнок чувствует себя частью команды. Также мы уделяем особое внимание цифровой безопасности: модерируем чаты, устанавливаем правила общения, отслеживаем поведение в сети — всё это минимизирует риск кибербуллинга.
В нашей школе мы делаем упор на эмоциональное взаимодействие, проявление заботы, вежливости и дружелюбия. Нас ценят за ярких и профессиональных преподавателей, уважение к ученикам и развитие самостоятельности в каждом из них, за гибкий и эффективный формат, продуманную до мелочей методику обучения. Мы стараемся не только закрывать текущие потребности пользователей, но и предугадывать, как сделать их взаимодействие с продуктом более комфортным и полезным.
Например?
Недавно мы внедрили квизы (викторины) в каждое синхронное занятие с преподавателем. Такой формат помогает ребёнку не терять фокус на уроке и лучше запоминать материал. Ученик видит, сколько квизов прошёл и насколько активно работает на занятиях. Показатели вовлечённости мы также отражаем в регулярных отчётах, которые рассылаются каждому родителю персонально через куратора.
Бытует мнение, что онлайн-образование слишком поверхностно, поэтому родителям нужно «доучивать» ребёнка самим или нанимать репетиторов. Так ли это?
Это миф. Программы обучения в «Онлайн-школе № 1» составлены с учётом ФГОС, дети получают полноценную подготовку и качественные знания. Репетиторы нужны реже, чем в обычной школе, или, скорее, совсем не нужны, так как мы уделяем особое внимание подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, а также помогаем отстающим ученикам.
Мы очень серьёзно подходим к отбору учителей: из сотни кандидатов остаются пять лучших. Обязательным элементом отбора являются открытые уроки, на которых команда «Онлайн-школы № 1» играет роль учащихся. При этом мы вкладываемся в развитие наших педагогов: методисты поддерживают учителей, помогают адаптировать учебные материалы к онлайн-формату и развивать педагогические и дидактические навыки.
По каким критериям вы оцениваете эффективность онлайн-обучения?
Обратная связь и регулярные ежечетвертные опросы — главный источник инсайтов и фундамент для наших продуктовых инициатив и разработки новой функциональности, внедрения новых форматов обучения и сопровождения учащихся и их родителей. Кроме того, мы проводим короткое анкетирование учащихся после каждого онлайн-занятия. Все ответы собираются в автоматизированный отчёт, что позволяет нам оценивать качество и эффективность каждого занятия.
Также мы обращаем внимание на вовлечённость ребят, удовлетворённость родителей и успешное поступление выпускников в колледжи и вузы. Средний балл наших учеников выше, чем по стране.
Вы говорили о важности персонального подхода в обучении. Но как успешно реализовать его в онлайн-формате?
Через малочисленные классы, гибкое расписание, возможность выбирать профильные предметы для углублённого изучения, консультации с педагогами и кураторами, составление индивидуальных образовательных маршрутов. У нас есть профильные классы с углублённым изучением предметов и личным куратором: информационно-математический, физико-математический, химико-биологический, социально-гуманитарный. Подстроить расписание под себя можно, выбрав тариф «Организация аттестации»: ученик самостоятельно изучает материал и сдаёт итоговые экзамены. При этом ребёнку предоставляется полный доступ ко всем электронным материалам школы (видеоурокам, конспектам, проверочным заданиям). Кроме того, он может посещать бесплатные секции дополнительного образования. Этот тариф особенно востребован у хоумскулеров, спортсменов и путешественников.
Для детей и особенно для подростков важно ощущение общности. Как поддерживать его в онлайне?
У детей есть возможность общаться со сверстниками и учителями с помощью чатов, звонков и видеозвонков — это помогает избежать изоляции и формирует чувство принадлежности к коллективу. Мы создали среду, где ученики могут работать вместе даже на расстоянии: выполнять групповые проекты, защищать презентации, проводить совместные исследования. У нас много дополнительных кружков и курсов, например шахматный клуб, художественная школа, кружок по программированию. Ученики часто разделяются на мини-группы для совместной работы или участвуют в дебатах на уроках, что тоже отлично прокачивает навыки коммуникации. Кроме того, у нас есть множество чатов по интересам: ребята часто находят там учеников из своего города и начинают дружить офлайн.
Сегодня люди активно взаимодействуют с ИИ в повседневной жизни. Используется ли ИИ в обучении и не страдает ли от этого качество образования?
Мы, как и все, в тренде, но именно в передаче знаний ориентируемся на работу с человеком, то есть с преподавателем, — это одна из ключевых ценностей в детском образовании. ИИ может использоваться, например, в отработке знаний тренажёров по решению специфических задач, но никоим образом не во взаимодействии с учеником. Даже в простых вопросах все данные, предоставленные ИИ, должны перепроверяться.
Какие сервисы и платформы вы используете для организации образовательного процесса?
«Онлайн-школа № 1» выстраивает образовательный процесс так, чтобы родителям не приходилось постоянно держать всё под контролем. Вместо ручного сопровождения ребёнка по каждому этапу — понятная цифровая система, персональный куратор и проактивный сервис. Вся ключевая информация об учёбе — расписание, домашние задания, посещаемость, успеваемость — доступна на LMS и в мобильном приложении. Закреплённый за каждым учеником куратор сообщает родителям всю важную информацию. К нему можно обратиться за обратной связью или попросить разработать индивидуальный образовательный трек с углублённым изучением тех или иных предметов, скорректировать расписание. Всё это даёт родителям возможность контролировать процесс и оставаться включённым в обучение ребёнка.
Важным этапом развития нашей платформы стало внедрение собственной видеоконференцсвязи (ВКС) и кастомная доработка её функциональности. Это позволяет создать единую среду, в которой всё будет доступно через одно окно — от уроков до взаимодействия учеников с преподавателями. Мы акцентируемся на повышении интерактивности занятий, и в будущем ВКС позволит преподавателям и ученикам взаимодействовать более активно: мы планируем внедрить решения для проведения квизов и опросов, чтобы повысить вовлечённость учеников во время занятий.
Кроме того, мы разрабатываем интерактивные дашборды для учеников и родителей, чтобы проще отслеживать результаты обучения и в целом повысить прозрачность. В дальнейшем будем развивать их функциональность и наполнение.
Почему мы используем собственные разработки? Это удобно: мы можем отслеживать и контролировать все процессы, собирать аналитику и в режиме реального времени оценивать, какие форматы больше вовлекают учеников, а какие стоит доработать.
Сейчас наблюдается устойчивый рост интереса к среднему профессиональному образованию, а вы в этом году как раз запустили «Онлайн-колледж № 1» . Чем онлайн-формат хорош для студентов?
В нашей стране более 4600 колледжей и лицеев. Более 70% россиян считают среднее профессиональное образование наиболее перспективным, однако профессию мечты можно освоить далеко не в каждом населённом пункте. Онлайн-образование снимает территориальные, финансовые и социальные барьеры: не нужно переезжать в крупный город, снимать жильё, адаптироваться к окружению.
Исходя из потребностей рынка, мы запустили в колледже несколько перспективных направлений: это ИТ, разработка игр, экономика, маркетинг, графический дизайн, дизайн одежды, юриспруденция, интернет-предпринимательство и так далее. В будущем мы планируем расширить список профессий и начать сотрудничество с бизнесом, чтобы подростки из любого уголка нашей страны могли начать карьеру в крупной компании сразу после стажировки.
Для зачисления в колледж достаточно заполнить анкету и написать мотивационное письмо онлайн. Также нужен стандартный набор документов: заявление о поступлении, паспорт, аттестат, СНИЛС, четыре фотографии 3×4.
Поступить в колледж можно как после девятого, так и после 11-го класса. Но зачем 11-класснику колледж?
Сейчас многие выпускники стремятся к автономности и стараются начать карьеру как можно раньше, а в колледже упор делается на практику: студенты быстрее получают востребованную профессию и раньше выходят на рынок труда.
Онлайн-образование буквально уравнивает шансы региональных и столичных выпускников. Подростки из небольших городов и посёлков теперь могут перенимать опыт столичных профессионалов напрямую.
Онлайн делает образование доступным для всех. А индивидуальный подход к потребностям учащихся обеспечивает высокую мотивацию, позволяет прокачивать навык самоорганизации, быстрее адаптироваться к активно меняющемуся рынку труда, а, значит, делает выпускника более конкурентоспособным.
Источник: snob.ru
Фото: freepik.com