Назад
29 апреля 2025 г.

Грамотность стремительно падает: новое исследование навыков человека

Грамотность стремительно падает: новое исследование навыков человека
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представила итоги очередного исследования PIAAC, оценивающего навыки взрослых. В нем приняли участие 160 тысяч человек из 31 страны мира. Результаты неутешительны — даже в развитых странах многие взрослые не справились с простыми текстами и вычислениями. The Economist даже задался вопросом: «Взрослые забывают, как читать?».

Кстати, в России тестирование не проводилось, поэтому сегодня мы говорим про общемировые тенденции в целом. А теперь подробнее об исследовании и его результатах.

Что проверяет PIAAC?

Это масштабное исследование, которое позволяет оценить способности человека к чтению, вычислениям и использованию этих навыков в жизни. PIAAC — своего рода аналог тестирования подростков PISA, но возрастная категория здесь иная: от 16 до 65 лет.

По ходу самого исследования участники отвечали на вопросы о работе, образовании и уровне жизни, а затем выполняли задания разной сложности.

Ученые проверяли следующие навыки:

  • чтение — насколько хорошо человек понимает текст;
  • математика — умение работать с числами и делать расчеты;
  • решение задач — способность справляться с повседневными вызовами.

Как проходило тестирование?

На каждый из навыков участникам предлагали задания трех уровней сложности. Так, уровень читательской грамотности определяли исходя из того, может ли человек понять текст, выделить в нем главное и использовать эти сведения для решения какой-то повседневной задачи. Рассмотрим конкретные примеры.

Базовый уровень — найти в тексте информацию о том, при какой температуре размягчаются крекеры. Естественно, эти сведения дословно приводились в предложенном текстовом фрагменте.

Средний уровень — оценить, верны ли утверждения, связанные с предложенным текстом.

Продвинутый уровень — проанализировать температурные условия хранения хлеба, составить рейтинг лучших мест.

Математическую грамотность оценивали с помощью специальных задач — простых и не очень.

Сначала участники должны были определить, входит ли значение в заданный диапазон. Уровень посложнее — рассчитать количество штукатурки для стены. И самый сложный — определить количество рулонов обоев для конкретной комнаты, но при условии, что в исходных данных допущена ошибка.

Способности к решению повседневных задач оценивали довольно креативно. Например, участник должен был построить маршрут, который позволил бы отвезти ребенка в школу, заехать в магазин и вернуться обратно за определенное время. По мере нарастания сложности условия задачи могли меняться прямо в процессе.

Исследование показало, что даже в самых развитых странах есть проблемы с базовой грамотностью. А это напрямую влияет на жизнь: чем ниже уровень владения навыками, тем сложнее найти хорошую работу и найти свое место в мире. PIAAC помогает понять, какие пробелы есть в образовании и как с ними бороться.

Где самые грамотные взрослые?

Общий вывод можно сформулировать так: если в стране высокие результаты по одному виду грамотности, то и остальные навыки тоже на уровне. В топ-5 стран с лучшими показателями вошли Финляндия, Япония, Швеция, Норвегия и Нидерланды.

Еще семь стран и территорий превысили средний по ОЭСР уровень по всем трем критериям. Это Канада, Дания, Англия, Эстония, Фламандский регион Бельгии, Германия и Швейцария. К слову, Россия в 2013 году занимала 8-е место по грамотности чтения среди 24 стран-членов ОЭСР и 13-е место по математической грамотности среди 24 стран-членов ОЭСР.

А вот одиннадцать стран показали результаты ниже среднего по ОЭСР: Чили, Хорватия, Франция, Венгрия, Израиль, Италия, Корея, Литва, Польша, Португалия и Испания.

Малограмотные взрослые: сколько их?

Даже в странах из ТОП-5 результаты тестирования довольно скромные. В большинстве случаев они соответствуют третьему уровню функциональной грамотности. А вот доля взрослых, не дотянувших даже до базового уровня, довольно велика:

  • читательская грамотность — 26% взрослых понимают только короткие тексты, списки и простые вопросы;
  • математическая грамотность — 25% умеют выполнять лишь базовые арифметические операции;
  • решение задач — 29% могут решать только самые простые задачи без изменения условий.

Тех, кто добился максимального уровня хотя бы в одном из умений, оказалось совсем немного — в среднем 1% по ОЭСР. Большинство участников теста показали средний уровень (второй и третий). Четвертого уровня достигли лишь чуть больше 10%.

Раньше было лучше

Впервые исследование PIAAC было запущено в 2008 году, пик тестирования пришелся на 2011-й. Если сравнить последние результаты с данными первого опроса, можно сделать однозначный вывод: практически по всему миру взрослые стали хуже справляться с такими базовыми навыками, как чтение и счет.

  1. Читательская грамотность упала в одиннадцати странах, особенно в Польше (−31 балл), Литве (−28), Южной Корее (−23) и Новой Зеландии (−21). Средний балл вырос только в Финляндии и Дании.
  2. Математическая грамотность выросла в восьми странах, осталась такой же в двенадцати и снизилась в семи. И снова Литва (−22 балла) и Польша (−21) продемонстрировали наибольшее падение.

По третьему критерию сравнить данные невозможно, поскольку за прошедшее время сам тест сильно изменился.

Такие грустные тенденции ученые связывают с тем, что с каждым голом люди все меньше читают и реже сталкиваются со сложными материалами. Также играют роль рост числа иммигрантов и старение населения в развитых странах.

Чтение и счет – нужны ли они?

По мнению исследователей, уровень этих базовых навыков напрямую влияет на общее благополучие людей.

Например, высокий уровень математической грамотности чаще наблюдается у людей с хорошим образованием и высоким доходом. А еще — доказано, что чем выше грамотность, тем лучше люди себя чувствуют в принципе. Проще говоря, человек, который еле-еле читает и понимает написанное, обычно мало зарабатывает и менее счастлив.

И даже с учетом взрывного развития технологий ИИ, эксперты советуют не сбрасывать со счетов важность базовых навыков. Да, в будущем искусственный интеллект, скорее всего, сможет справляться почти с любыми видами интеллектуальной работы, а физическую возьмут на себя роботы. В то же время навыки работы с информацией останутся востребованными, ведь никто не сможет точно определить, владеет ли нейросеть всем тем набором умений и знаний, что и человек.