Ответы на эти вопросы искали аналитики «Ъ FM» в своем опросе представителей российского бизнеса.
Больше истории и обществознания
Большая часть респондентов уверена: точные науки и обществознание — это фундамент для развития лидерских качеств. Естественно, таким дисциплинам должно находиться больше места в школьной программе.
Увы, с обществознанием ситуация пока неутешительная — уже с 1 сентября предмет убрали из программы 6-7 классов, а следующем году он исчезнет также из учебного плана восьмиклассников. Таким образом, столь важные для будущих лидеров знания дети начнут получать только в 9-м классе.
Но есть и хорошие новости — уже в этом учебном году станет больше уроков истории. А ведь эту дисциплину опрошенные бизнесмены считают не менее значимой.
«Основное, что нужно глубоко изучать в школе и изучать, — это история. Потому что ничего не меняется, люди совершают одни и те же ошибки. Будущий лидер должен уметь опираться на опыт предыдущих сражений, успешных переговоров, опыта управления страной или отдельным регионом. Уверена, это самое эффективное», — считает президент ассоциации агентств элитной недвижимости AREA Ирина Жарова-Райт.
Естественным и точным зеленый свет
Современная школа слишком акцентирована на гуманитарных предметах, считают другие опрошенные. А лучше бы уделяли внимание точным наукам и дисциплинам естественно-научного цикла.
«Больше хочется точных, всего, что помогает выстраивать логику, критическое мышление и учит учиться: математика, физика, химия. В современном мире это очень важная часть, было бы хорошо, чтобы ей уделяли достаточное внимание. Как можно стать предпринимателем, самому зарабатывать, ставить цели и их достигать, то есть это было бы очень полезно для детей и подростков», — говорит сооснователь SPLAT Global Евгений Демин.
И с этим пунктом в школе не все так просто. Например, не так давно заговорили о планах урезать часы на изучение иностранного языка. Казалось бы, вот он отход от гуманитарного курса. Вот только ни математика, ни естественно-научные дисциплины больше внимания не получат. Но зато появится отдельный курс «Духовно-нравственная культура России».
Финансовая грамотность и ответственность
Нашились среди респондентов и новаторы, предлагающие ввести уроки финансовой грамотности уже в средней школе.
Например, совладелец «Технониколь» Сергей Колесников предлагает сделать упор на подготовке будущих инвесторов: «Если мы хотим вовлечь будущее поколение в инвестирование в российские акции и российские облигации, если мы хотим увеличить фондовый рынок до 2/3 нашего ВВП, то, наверное, я бы обучал финансовой грамотности с восьмого класса».
А основатель Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович уверен, что бизнес начинается с финансовой ответственности, которой тоже можно учить школьников.
А что насчет soft skills?
Недавно сервис Авито Работа поинтересовался у жителей Дальнего Востока, какие знания и умения им пригодились в работе больше всего. Большинство респондентов сошлись во мнении, что особо ценными оказались «мягкие» навыки (они же soft skills). К ним опрошенные отнесли:
• самостоятельность и умение отвечать за свои поступки (39% респондентов);
• дисциплинированность (36%);
• умение распределять время и организовывать рабочий процесс (32%).
Важными респонденты назвали также критическое мышление и навыки командной работы.
«Среди части опрошенных россиян с высоким материальным положением 35% считают ключевым навыком для карьеры дисциплину, выработанную в школе. Во время образовательного процесса дети учатся не только решать уравнения и писать сочинения, но и брать ответственность, работать в команде, планировать время и искать решения проблем. Все это становится фундаментом для успеха в жизни», — объяснил директор по развитию Авито Работы Роман Губанов.
Кроме того, жители Дальнего Востока назвали самые полезные школьные предметы. Это оказались математика и русский язык.
Советуем к прочтению: Российские школьники будут учить 17 обязательных предметов, остальные – по желанию
Фото: freepik.com