Языковой вопрос в цифрах
Участие в опросе приняли свыше двух тысяч россиян в возрасте от 14 до 35 лет. Из них:
• 50% заявили, что хотели бы учить китайский, если бы представилась возможность;
• 19% предпочли бы японский язык;
• 10% интересуются корейским.
И только 16% опрошенных не интересуются никаким из предложенных вариантов. Еще 5% респондентов затруднились с ответом.
Чья культура интереснее?
Здесь цифры немного другие. Больше всего молодежь из России интересуется культурой Японии — 36% голосов. Что привлекает? Из современного — кухня, аниме и мультипликация, но не забывают и про более традиционные ассоциации (гейши, самураи и сакура). А еще японская культура овеяна аурой закрытости и самобытности, что только подогревает интерес.
На втором месте — китайская культура (23%). Нашим молодым соотечественникам она видится в более традиционном стиле: традиции, дисциплина, труд и уважение к старшим. Хотя, о драконах и фонариках тоже вспомнили.
И замыкает тройку лидеров Южная Корея — 10% голосов. Культурные ассоциации самые позитивные: k-pop, дорамы, технологии и даже косметика. Южную Корею российской молодежи представляется как нечто уникальное, современное и открытое к новому.
Работа или развлечения?
А теперь попробуем разобраться, зачем вообще россияне хотят учить языки Восточной Азии.
Судя по результатам опросов и мнениям экспертов, Япония и Южная Корея привлекательны с точки зрения товаров и творчества. А вот Китай — это возможное место для работы и проживания.
«Молодые люди по-разному воспринимают Японию, Южную Корею и Китай. Япония и Южная Корея чаще ассоциируются с творческими и потребительскими продуктами — аниме, манга, дорамы, косметика. Китай же видится в первую очередь как потенциальное пространство для работы и жизни. Поэтому в ассоциациях молодых людей чаще звучат характеристики общественно-политического устройства и исторического контекста — коллективизм, дисциплина, диктатура, и вместе с тем — уважение к старшим, традиции, философия, ум, образование», — объясняет Даниил Ермолаев, директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг.
Что касается представлений о китайской массовой культуре, в России слабо знакомы с фильмами, играми и другими продуктами из Поднебесной. Но со временем, уверены эксперты, Китай может занять лидирующую позицию и в этой сфере. Этому поспособствует, в том числе, и смягчение визового режима между Китаем и Россией.
Напомним, с 15 сентября россияне смогут въезжать в Китай по внутренним паспортам и находиться там до 30 дней. Цель визита может быть любой — туризм, деловые вопросы и так далее. Такой экспериментальный режим рассчитан пока на год, но уже сейчас туроператоры говорят о резком всплеске интереса к путешествиям в Поднебесную со стороны наших сограждан.
Советуем к прочтению: Иностранный больше не в фаворе: в школах сократят уроки иняза
Фото: freepik.com