Такое нежелание делать домашку — совершенно нормальная история. И ругать ребенка, конфликтовать с ним по этому поводу совершенно нецелесообразно. Как же тогда реагировать родителям? Попробуем разобраться вместе с психологом Онлайн-школы № 1 Кирой Гольдштейн.
Любые рекомендации должны учитывать возраст ребенка. Для младшей, средней и старшей школы они будут разными. Здесь мы разберем типичные ситуации, которые чаще встречаются на этапе младшей школы.
Не хочет делать домашку один
Если ребенок не хочет делать уроки самостоятельно, значит у него не в должной мере развиты навыки самоорганизации. Как было в детском саду? Им четко говорили, что делать: во сколько кушать, когда садиться за занятия, во сколько играть. Теперь же все надо решать самому.
«Конечно же, родители должны прийти на помощь. Нужно четко составить расписание ребенка. И немножко его контролировать хотя бы первое время, пока ребенок не научится и не поймет, что за чем следует», — советует Кира Владимировна.
Как же составить расписание наилучшим образом? Учтите, что ваш школьник только недавно вышел из детского сада. Поэтому обязательно должен присутствовать элемент игры. Как вариант — сядьте вместе, возьмите цветные карандаши и разрисуйте лист с расписанием, нарисуйте тематические картинки, связанные с каждым занятием.
Ребенок истерит и отказывается
Это свойственно детям беспокойным и тревожным. Поэтому важно понять состояние ребенка, принять его и сделать так, чтобы ваш младший школьник успокоился и вернулся к своим обязанностям.
«Для таких ребят домашнее задание требует сосредоточенности и определенных волевых усилий. Учтите эти особенности ребенка и не забывайте про них. Возбудимым или беспокойным детям важно давать время, чтобы выплеснуть энергию», — говорит психолог.
Соответственно, таким детям нужно больше перерывов в процессе работы над домашними заданиями. Устраивайте пятиминутки, десятиминутки, в которые ребенок сможет порезвиться. А если домашнее задание не требует сидения на одном месте (например, заучивание стихотворения), то пусть школьник и вовсе двигается по квартире в процессе.
Время – лучший помощник
Разобрав типичные ситуации, сразу можно выделить пару общих рекомендаций родителям. Так, не стоит требовать от ребенка с первых дней школы четкого и идеального выполнения домашних заданий. Все должно происходить постепенно. Тем более, что в первом классе всегда есть период адаптации, от которого во многом зависит дальнейший настрой на все обучение.
Еще один важный момент — хвалите ребенка, когда он справляется с тем или иным заданием. И ни в коем случае не ругайте, если что-то идет не по расписанию, школьник срывается или психует.
А еще постарайтесь выяснить причину, почему ребенок не хочет делать домашнее задание. Осторожно расспрашивайте его, выстраивайте диалог, задавайте конкретные вопросы. Что не нравится в домашнем задании? А что получается лучше всего? А чем тебе помочь?
Последний вопрос особенно важен. И сейчас рассмотрим несколько советов специалиста, которые помогут вам поддержать младшего школьника в непростой период.
Как родителям поддержать ребенка?
Иногда нужно просто посидеть рядом, не вовлекаясь в процесс. Так ребенок сможет привыкнуть к тому, как спокойно и хорошо делается дело. Если же ребенок сильно устает, важно разобраться причинах. Иногда в стремлении загрузить ребенка разными дополнительными занятиями родители упускают, что нагрузка может оказаться чрезмерной. Попробуйте понять, что лучше убрать или заменить.
И еще несколько практических советов:
- Не перегружайте ребенка лишней работой. Например, переписыванием тетрадей. Вспомните себя в такие моменты и подумайте, готовы ли вы те же ощущения подарить своим детям.
- Сделайте домашние задания выполнимыми. Если педагог рекомендует выделить на конкретную задачу не более 15 минут — стоит прислушаться. Общайтесь с учителями и советуйтесь, как правильно выстроить процесс работы над домашкой.
- Ставьте таймер. С одной стороны, это может отвлекать, но некоторым ребятам это помогает сосредоточиться на задании.
- Полезной может оказаться и система поощрений. Как вариант, сделайте коробочку с пожеланиями ребенка, которые иногда можно исполнять. По окончании четверти, например, сходите в кино или еще куда-то.
«Главное — не забывать, что ваш ребенок начал новый большой этап под названием „школьная жизнь“. И в начальной школе родители — это главные люди, которые всегда должны поддерживать и направлять своего ребенка. Ваши забота, теплота и любовь обязательно помогут в этом вопросе», — напоминает Кира Гольдштейн.