Но так ли это на самом деле? И что думают эксперты? Разбираемся.
Извечный спор: чей интеллект выше
Умами мерялись во все эпохи. А с изобретением тестов на интеллект «война интеллектов» вспыхнула с новой силой. При этом нередко противоборствующие стороны сравнивают совершенно разные вещи.
Оценить уровень интеллекта можно разными способами. Одни методики измеряют степень развитости когнитивных функций: как человек мыслит, насколько грамотно говорит. Другие — определяют какую-то общую цифру. Когда начинают сравнивать разные показатели, возникает неразбериха.
Психологи подтверждают: молодежь часто уступает взрослым в плане осведомленности: о событиях, устройстве мира и так далее. С другой стороны, старшее поколение точно не угонится за молодыми людьми в сфере технологий и навыков жизни в «цифре».
«Однако это можно объяснить и культурно-цивилизационными отличиями, и быстрыми темпами социальных изменений, из-за которых информация, актуальная для предшествующих поколений, становится менее значимой для последующих. <...> Когда мы меряем интеллект с точки зрения осведомленности предшествующего периода, мы можем получать значительно более низкие показатели. Но если бы мы измерили осведомленность, например, в области современных технологий и способов их использования, мы могли бы получить совершенно другие результаты», — объясняет директор Института клинической психологии и социальной работы РНИМУ им. Н. И. Пирогова Вера Никишина.
А вот смысловая и пространственная память у подрастающего поколения действительно ниже, добавляет Никишина. Но и это скорее результат общей «цифровизации» нашей жизни, чем признак снижения интеллекта. Сюда же можно отнести проблемы с социальными коммуникациями, которые тоже есть у современной молодежи.
«Цифра» – чем полезна и опасна?
Когда речь заходит о молодом поколении, технологии тоже всегда рядом. Просто потому, что современные дети и подростки взрослеют с гаджетами в руках. Естественно, смартфоны и интернет в любом случае влияют на развитие молодежи. Где-то положительно, но есть и негативные стороны.
Образовательный контент, развивающие возможности — это однозначный плюс технологий, свободный доступ к которым имеет подрастающее поколение.
А вот неумение критически оценивать информацию и склонность бездумно пропускать через себя большие потоки самой разной информации — это уже про минусы.
«Сейчас наблюдается явление brain rot, что можно перевести как „гниение мозга“ от переизбытка коротких видео и мемов. Дети теряют концентрацию, мотивацию, наступает цифровое выгорание. Именно поэтому они так легко поддаются манипуляциям, в том числе мошенникам или подстрекателям», — констатирует психолог, руководитель ростовского Центра помощи трудным подросткам Анна Хоботова.
И на этих особенностя восприятия тоже нередко строятся мнения о снижении интеллекта у молодежи.
Так кто умнее?
Сказать, что «молодежь стала глупее» — слишком простое объяснение для современного мира. Да, сегодня подростки иначе учатся, по-другому запоминают информацию, перескакивают между задачами и «картинками». Но это не про снижение интеллекта. Скорее, речь идет про очередной эволюционный механизм, который помогает человеку подстроиться под условия новой реальности.
Психологи сходятся в одном: молодому поколению приходится нелегко в такой перенасыщенной среде. Меньше возможностей для концентрации внимания, больше стресса, постоянный поток информации. Но есть и сильные стороны — гибкость, скорость обработки данных, способность подстраиваться под новый ритм жизни.
Таким образом, в этом извечном споре мы, вероятно, наблюдаем столкновение двух картин реальности. Старшие смотрят назад, оценивая знания сквозь призму собственного опыта. Молодые — вперед, делая ставку на цифровые навыки и новые способы мышления. И в этих условиях психологи советую старшему поколению, родителям, не критиковать молодежь, а помогать ей в формировании критического мышления. Это поможет, в том числе, уберечь молодых людей от вредных и опасных трендов, влияния мошенников и так далее.
«Будет ли ребенок идти у них на поводу, зависит от контакта с родителем: он либо пойдет советоваться с мамой или папой, либо поверит первому встречному», — резюмирует Анна Хоботова.
Советуем к прочтению: Школьная программа перегружена темами не по возрасту – Рособрнадзор
Фото: freepik.com