Что об этом говорят в Минпросвещения? И что думают эксперты? Разбираемся в вопросе.
Акцент на целевиков
По данным Минпросвещения, сегодня в системе образования России не хватает до миллиона учителей. Это и педагоги начальной школы, и предметники, и узкие специалисты вроде учителей-дефектологов. В этих условиях обязательная отработка выпускников в госсекторе могла бы снизить дефицит кадров. И все же пока ведомство предлагает решать проблему за счет целевого набора абитуриентов.
«Сама идея [отработки] неплохая, вопрос — в ее реализации. На мой взгляд, решение этого вопроса именно в расширении целевого приема», считает министр просвещения Сергей Кравцов.
Напомним, целевой набор — это когда абитуриенты заключают договор об обучении с образовательной организацией. В этом случае заказчик платит за учебу студента, а после выпуска молодой специалист должен какое-то время отработать в организации. А вот про обязательную отработку для обычных студентов речи пока не идет.
«Считаю, что сложно и неправильно было бы кого-то заставлять обязательным распределением. Нам нужно активнее использовать целевое обучение, когда по запросу той или иной школы или муниципалитета педвуз готовит специалистов под конкретное место», — уверен Кравцов.
Что думают эксперты?
В образовательном сообществе к идее об обязательной отработке педагогов отнеслись без особого энтузиазма. По мнению экспертов, ключ к решению проблемы дефицита — создание привлекательных условий для работы.
«Речь идет не только о повышении зарплаты. У педагогов должны быть возможности для отдыха, развития, участия в различных проектах и обмена опытом», — говорит ректор РГПУ им. А.И. Герцена Сергей Тарасов.
И эту задачу государство решает, уверен глава вуза. В том числе с помощью механизма целевого набора, показатели по которому с каждым годом растут.
За расширение приема на целевые места выступает и ректор Государственного университета просвещения Наталия Наумова. По ее словам, механизм выгоден в первую очередь самим студентам.
«Системный эффект дает расширение целевого приема. Отработка после получения диплома — это возможность сразу получить рабочее место по профессии или начать работать уже на выпускном курсе», — объясняет Наумова.
При этом обязательная отработка возможна только там, где уже созданы комфортные условия труда, добавила ректор университета.
Коротко о главном
Судя по заявлениям Минпросвещения и оценкам экспертов, введения обязательной «повинности» для всех студентов педвузов ждать пока не стоит. Идея требует серьезной проработки с участием самих студентов, школ и педагогического сообщества в целом. А вот расширение целевого набора — это только вопрос времени.
Советуем к прочтению: Без отработки не получится: всех студентов-медиков могут сделать целевиками
Фото: freepik.com