Как будет работать система оценивания? И какие подводные камни скрываются за инициативой? Рассказываем, что известно на сегодня.
Вариации оценивания
Минпросвещения пока не пришло к единому мнению, по какой системе будут оценивать поведение школьников. Но известно, что в ведомстве рассматривают три варианта отметок:
-
Зачет/незачет. Самая простая система, которая позволит оценить поведение учащихся как хорошее или плохое. Третьего не дано.
-
Пятибалльная шкала. По аналогии с обычными отметками за успеваемость. Здесь 5 — это «отлично», 4 — «хорошо», 3 — «удовлетворительно», 2 — «неудовлетворительно», 1 — «совсем неудовлетворительно».
-
Трехбалльная шкала. Поведение по этой системе предлагают оценивать так: «образцовое», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». Выставлять отметки за поведение, естественно, будут сами школы. А вот критерии и порядок оценивания должно разработать профильное министерство.
Кто за, а кто против?
Тема оценок за поведение обсуждается довольно давно и активно. И, как это часто бывает, дискуссия разделила общество на два лагеря.
По данным опроса сервиса SuperJob, из числа родителей школьников введение отметок за поведение поддерживают 65% опрошенных (75% отцов и 53% матерей). Среди педагогов сторонников еще больше — 85% респондентов. В обобщенной категории «экономически активное население» в пользу возвращения практики высказались 59% опрошенных.
Чем же аргументируют свою позицию представители «противоборствующих» сторон? Есть несколько самых популярных мнений.
О плюсах
Сторонники оценивания поведения школьников считают, что этот подход поможет решить сразу несколько проблем:
• привить школьникам понимание правил и норм поведения в обществе. Во-первых, отметки за поведение должны мотивировать школьников уважительно относиться к окружающим, а во-вторых — учащиеся поймут, что любые их действия будут иметь последствия;
• своевременно сигнализировать родителям о проблемах. Так, по отметкам за поведение семья сможет следить за поведением ребенка и оперативно принимать меры в случае ухудшения ситуации;
• мотивировать школьников хорошо себя вести. Здесь все просто: само осознание возможности получить «неуд» должно сдерживать любителей нарушать дисциплину.
Но и без недостатков не обошлось. Разбираемся, какой вред может нанести практика оценивания поведения.
О минусах
Многие эксперты опасаются, что при неправильном подходе потенциальный вред от инициативы может запросто перевесить всю пользу.
Противники отметок за поведение аргументируют свое мнение так:
• высокий риск необъективности. Допустим, каждый педагог будет вправе ставить оценки за поведение. Но как проверить, действительно ли плохая отметка стала результатом действий ученика, а не проявлением предвзятого отношения со стороны педагога? Чтобы избежать необъективности нужны четкие критерии оценивания. Но их пока никто не видел;
• снижение мотивации педагогов к совершенствованию своих профессиональных навыков. Будем честны: дети вполне могут отвлекаться и плохо себя вести на уроке тогда, когда материал подается скучно и неинтересно. И вместо того, чтобы поработать над собой или хотя бы разобраться в проблеме, учителя будут просто выставлять двойки за поведение;
• допнагрузка на учителей. Некоторые из них опасаются, что новая практика увеличит и без того высокую бюрократическую нагрузку. Конечно, аргументов «за» и «против» гораздо больше, но мы привели самые популярные мнения.
Вопросы без ответов
Возможно, опасений было бы куда меньше, если бы была полная информация. Ведь до сих пор непонятно, как именно будет работать система оценивания поведения.
Главный вопрос — по каким критериям будут оценивать действия школьников? Если учитель будет опираться на свое субъективное видение, ни к чему хорошему это точно не приведет. Эксперты считают, что отметки за поведение можно возвращать в школы только после того, как будет разработана четкая и однозначная система критериев.
Например, «неуд» за поведение может стать следствием:
• грубого нарушения дисциплины (срывал урок и не реагировал на замечания);
• хамства, оскорблений в адрес педагога или других учащихся;
• провокации и сознательная клевета;
• другие действия.
Если под каждую отметку будет разработан исчерпывающий перечень действий, тогда оценки за поведение действительно могут стать эффективной мерой. Но здесь возникает следующий вопрос: а на что будут влиять эти отметки? Будут они учитываться в аттестате наравне с результатами успеваемости? Станут ли поводом для дисциплинарного наказания? Ответов на эти вопросы пока тоже нет.
Единственное, в чем сходятся все участники дискуссии — оценки за поведение должны стать воспитательной мерой, но никак не карательной.
Коротко о главном
Как уже было сказано, с 1 сентября 2025 года отметки за поведение введут в школах только шести регионов. Конечно, апробация системы займет какое-то время. И уже по ее результатам Минпросвещения будет принимать решение, распространять ли практику на остальную территорию страны.
В ведомстве обещают, что итоги пилотного проекта обязательно обсудят с родительским сообществом, педагогами и другими заинтересованными лицами.
Фото: freepik.com