И такое состояние уж точно не стоит относить к капризам. А вот к тревожным звоночкам — вполне. Часто дети скрывают свои переживания, а родителям бывает сложно понять, что именно тревожит ребенка. Разберемся вместе с психологом Онлайн-школы № 1 Кирой Гольдштейн, как вовремя распознать школьную тревожность и помочь ребенку.
Что такое школьная тревожность?
«Школьная тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в жизненных ситуациях — даже таких, которые к этому не располагают», — объясняет психолог.
При этом важно отличать тревожность от обычной тревоги. Если последняя представляет собой эпизодическое чувство, то тревожность — длительное состояние человека, которое присутствует всегда. Школьная же тревожность — это очень широкое понятие, которое объединяет различные аспекты школьного неблагополучия.
Выражаться это состояние может разнообразно, но часто присутствуют такие проявления:
- волнение;
- повышенное беспокойство в связи с любыми учебными ситуациями, даже по поводу обычного взаимодействия с педагогами и сверстниками;
- ребенок постоянно чувствует неуверенность и собственную неполноценность.
Перед тем как более подробно разобраться в признаках состояния, важно понять, что его провоцирует.
Откуда берется тревожность?
Самый первый фактор, который сильно влияет на школьную тревожность — учебные перегрузки. Посудите сами: ребенок полдня провел в школе, потом занимался с репетитором, а вечером нужно делать уроки. Естественно, к концу дня его работоспособность падает. А вот тревожность растет.
Следующий фактор — неспособность школьника справиться с нагрузкой. Бывает так, что родители отдают ребенка в профильный класс или гимназию с углубленным изучением какого-то предмета. И надеются, что со временем он втянется в процесс. Но если школьник явно не справляется с объемами и сложностью программы, это ведет к повышению тревожности.
Еще одна возможная причина тревожности — завышенные ожидания родителей. Конечно, все мы хотели бы, чтобы наши дети учились только на «отлично». Это нормальное желание. Но в погоне за отметками некоторые родители начинают требовать идеальных результатов. В такой ситуации ребенку становится сложно сосредоточиться на самой учебе, ведь приходится постоянно думать только о том, как угодить родителям. На фоне этого в сознании школьника развивается конфликт, который провоцирует тревожность.
А бывает и так, что тревожность является следствие плохих отношений с педагогом. Есть учителя, которые выделяют отдельных детей из коллектива, заводят «любимчиков». Или, наоборот, относятся ко всем максимально строго. В таких условиях любое обращение педагога или вызов к доске вызывает тревожность.
Следующая возможная причина — регулярные экзаменационные и проверочные работы. Особенно, когда идет череда контрольных или экзаменов. В такой период ребенок сильно волнуется, что повышает тревожность. А если еще и дома требуют исключительно отличных оценок, тревожность вообще может «улететь в космос».
И напоследок разберем еще одну сложную ситуацию. Допустим, ребенок попадает в новый коллектив. Волнение в этом случае — вещь естественная. Но вот если школьника не принимают или даже начинают «травить», то тревожность развивается ускоренными темпами.
Как распознать проблему?
«Как уже было сказано, школьная тревожность может проявляться самыми разными способами. И даже маскироваться под другие проблемы. Разберем основные диагностические признаки школьной тревожности», — предлагает Кира Владимировна.
В первую очередь психолог рекомендует обращать внимание на следующие симптомы:
- пассивность на уроках, скованность при ответах у доски и смущение при обращениях учителя;
- на перемене ребенок не знает, чем себя занять. И вроде бы он находится среди сверстников, но не принимает участия в действиях коллектива;
- школьник часто болеет, возникают соматические заболевания;
- нежелание ходить в школу;
- чересчур старательное выполнение заданий или же рассеянность, снижение концентрации внимания;
- отсутствие контроля над физиологическими функциями при стрессе. Это может быть дрожь в руках, побледнение и так далее;
- соматические проблемы, такие как головные боли, боли в животе, сухость во рту и учащенное сердцебиение.
«Таким образом, основными критериями определения тревожности у детей являются постоянное беспокойство, невозможность сосредоточиться, мышечное напряжение, нарушение сна и так далее. Если хотя бы один из них присутствует у ребенка, можно говорить о тревожности», — резюмирует специалист.
Помогаем школьнику успокоиться
Один из самых простых, но действенных способов снизить тревожность — родителям стоит каждый день отмечать успехи ребенка и говорить о них в присутствии других членов семьи. Не менее важно отказать от слов, унижающих достоинство ребенка. Это можно назвать базовыми правилами.
И приведем еще несколько рекомендаций психолога:
- Старайтесь не требовать лишний раз от ребенка извинений за действия, в которых он был не прав. Вместо этого лучше попросить его объяснить мотивы своих поступков.
- Не угрожайте ребенку за невыполненные задания.
- Снижайте количество замечаний в адрес ребенка.
- Ласковое прикосновение может снизить тревожность и дать ребенку понимание, что он не одинок.
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Демонстрируйте ребенку уверенность в себе, будьте для него примером.
- Поручения, которые вы даете школьнику, должны соответствовать его возможностям.
- Детская тревожность часто сопровождается чувством неизвестности. Поэтому полезно пройти вместе с ребенком все этапы какой-то задачи, составить план, чтобы ребенку было легче.
- Развивайте самостоятельность и уверенность у тревожного ребенка. Для этого у него должно быть право выбора, возможность принимать решения.
«В ситуациях, когда родители не могут справиться самостоятельно, можно обратиться к школьному специалисту. Психолог поработает с учеником на актуализацию тревоги, поработает с эмоциональным состоянием и на общее снижение школьной тревожности», — советует Кира Гольдштейн.