Назад
25 сентября 2025 г.

Слишком много букв: почему дети не хотят читать школьную литературу?

Слишком много букв: почему дети не хотят читать школьную литературу?

Содержание

Списки рекомендованной литературы на лето и раньше не особо читались, но с развитием технологий проблема вышла на новый уровень. В лучшем случае школьники теперь слушают аудиокниги, а то и ограничиваются краткими пересказами в сети. Причем качество таких «произведений» часто остается под большим вопросом

Читают ли современные дети вообще? А если да, то что предпочитают? Рассказываем в нашем материале.

Реалии в цифрах

По данным исследований, больше всего читают учащиеся восьмых классов: 10% опрошенных прочли за лето от 21 до 30 произведений. У одиннадцатиклассников явно были другие дела — 68% респондентов из этой категории прочитали на каникулах не больше 10 книг.

Больше 30 книг осилили только 2% опрошенных.

А что читали вообще? В каждом возрасте свои предпочтения, но и общий интерес прослеживается.

7-й класс — «Тарас Бульба» — 44%, «Дубровский» — 36%, «Тихий Дон» — 20%.

8-й класс - «Тарас Бульба» — 48%, «Капитанская дочка» — 39%, «Шинель» — 30%.

9-й класс - «Тарас Бульба» — 34%, «Шинель», «Ревизор», «Мертвые души» — по 33%, «Евгений Онегин» — 28%.

10-й класс — «Преступление и наказание» — 31%, «Горе от ума» — 27%, «Гроза» и «Война и мир» — по 23%.

Зато аудиокниги и экранизации оказались куда более популярными, чем классический формат.

Так, 60% учащихся девятых классов признались, что знакомились с литературной классикой через аудиокниги. Интерес к фильмам тоже высок, но большинство опрошенных хочет видеть новые экранизации «Мертвых душ», «Евгения Онегина», «Тараса Бульбу» и даже «Войну и мир».

А что с чтением в целом?

Увы, даже современную детскую литературы читают все меньше. Максимум — аудиокниги или экранизации.

«Спрашиваем: доченька, может тебе хотелось бы почитать какую-нибудь книгу не из списка? А Лиза нам: да, очень, Гарри Поттера! Нашли хорошее издание, которое приятно держать в руках, вручили дочери. И внутренне ликовали, когда она по вечерам уходила в свою комнату со словами «Ну я читать!». Через неделю я аккуратненько так ее спрашиваю: «Лизанька, ну как тебе книжка?» А дочь мне: «Очень интересно, я уже 5-ю серию читаю!» — делится мама московской школьницы.

Более того, нередко дети вообще не понимают, зачем тратить время на чтение, если можно сразу посмотреть фильм. Так ведь сразу «готовую» картинку видишь, так зачем воображение напрягать?

Исключать ли классику из программы?

Учитывая весьма скромный энтузиазм школьников, многие педагоги задумываются над идеей исключения объемных произведений из программы. Все равно не читают, а краткое содержание или фильм — это уже не то.

«В лучшем случае их читают 3-4 человека в классе (меньше 10%). Во многих классах даже городских школ с данными произведениями знакомятся только по кратким пересказам. Нет смысла изучать великие произведения по кинофильмам или сомнительного уровня сокращенным пересказам, популярным не только среди школьников, но и их родителей», — считает учитель литературы из Кургана Татьяна Негодаева.

Родители такой подход в основном поддерживают, ведь дети не особо читают даже современную литературу, популярную среди сверстников. А  классику русской литературы часто и вовсе не понимают или не воспринимают.

«Каренину» им задали прочитать летом. Я спрашиваю: прочитал? Сеня мне: «Прочитал. Только не понял, зачем грузить детей трабблами тети, которая всю дорогу скамила мужа, а в конце выпилилась?» — рассказывает мама ученика 10-го класса московской школы.

По мнению педагогов, объемные романы можно было бы заменить произведениями тех же писателей, но поменьше. И желательно, чтобы эта литература больше соответствовала реалиям современной жизни. Возможно, хоть так школьники начнут читать в оригинале, а не краткие пересказы из сети.

Советуем к прочтению: Не справляются даже родители: что не так со школьной домашкой?

Фото: freepik.com