Назад
20 ноября 2025 г.

Норма или «кринж»? Педагоги бьют тревогу из-за обеднения русского языка

Норма или «кринж»? Педагоги бьют тревогу из-за обеднения русского языка

Содержание

Упрощение, заимствования и общее обеднение речи — основные проблемы современного русского языка. Причём такая тенденция наблюдается как среди детей, так и среди категории взрослого населения

Своими наблюдениями в рамках олимпиады для преподавателей «Хранители русского языка» поделились педагоги.

Слишком просто

Упрощение в речи — серьёзная проблема, по мнению 17% опрошенных учителей. Речь идёт о сокращении слов или предложений, использовании разговорных вариантов слов и так далее. Яркий пример — «щас»: произносится быстро, пишется просто.

С одной стороны, такая тенденция вполне вписывается в высокий ритм жизни и гибкий подход к стандартам. С другой стороны, повышается риск общей деградации русского языка.

Нецензурная лексика — отдельная тема. Она вызывает опасения примерно у 13% педагогов-русистов.

Перебор по заимствованиям

Ещё одной проблемой современного языка считают заимствования примерно 10% опрошенных. Русский — богатый язык, однако всё чаще носители предпочитают использовать иностранные слова. «Кейс», «хейт», «дедлайн», «лайфхак»... Список очень длинный.

Несомненно, бывают ситуации, когда использование заимствований оправдано, поскольку сложно подобрать простой и ёмкий синоним из русского языка. Например, «торговая интернет-площадка» или «маркетплейс»? Очевидно, что второй вариант удобнее.

«Язык всегда стремится к лени и сокращению. Поэтому в речи будет доминировать то, что быстрее сказать и написать, даже если придётся заимствовать это из другого языка», — подчёркивает писатель Иван Бевз.

Однако злоупотребление иностранными словами без повода и меры негативно сказывается на речи и языке в целом.

Перебор с жаргоном — тоже часть проблемы.

Откуда угроза и как бороться?

Обеднение речи — это уже признанный факт, как и конфликт между «официальным» русским и разговорным стилем. Причём тенденция прослеживается как у детей, так и у взрослых. Её отмечают более 40% педагогов.

Почему так происходит? В первую очередь виноваты интернет и соцсети, уверены педагоги. Популярный контент полон сленга, упрощений и заимствований, а стандартами языка там обычно пренебрегают. Отсюда берутся всевозможные «краш», «донат», «кринж». А затем эти слова проникают и в обычную речь.

И бороться с этим явлением можно только через популяризацию грамотности. Например, если бы блогеры в своих видео рассказывали молодёжи, как круто говорить грамотно, ситуация была бы совсем другой.

Кроме того, нельзя забывать о классике: чтение по-прежнему остаётся главным способом формирования словарного запаса и грамотности.

«Главное для педагога в школе — показать возможности языка, уместность, в зависимости от ситуации, и „краша“, и „прикола“, и „месседжа“. Нужно учить выбирать регистр, в котором идёт общение, и понимать, в какой ситуации и с кем общается подросток», — уверен завкафедрой стилистики русского языка МГУ имени Ломоносова Владимир Славкин.

Советуем к прочтению: Слишком много букв: почему дети не хотят читать школьную литературу?

Фото: freepik.com