Своими наблюдениями в рамках олимпиады для преподавателей «Хранители русского языка» поделились педагоги.
Слишком просто
Упрощение в речи — серьёзная проблема, по мнению 17% опрошенных учителей. Речь идёт о сокращении слов или предложений, использовании разговорных вариантов слов и так далее. Яркий пример — «щас»: произносится быстро, пишется просто.
С одной стороны, такая тенденция вполне вписывается в высокий ритм жизни и гибкий подход к стандартам. С другой стороны, повышается риск общей деградации русского языка.
Нецензурная лексика — отдельная тема. Она вызывает опасения примерно у 13% педагогов-русистов.
Перебор по заимствованиям
Ещё одной проблемой современного языка считают заимствования примерно 10% опрошенных. Русский — богатый язык, однако всё чаще носители предпочитают использовать иностранные слова. «Кейс», «хейт», «дедлайн», «лайфхак»... Список очень длинный.
Несомненно, бывают ситуации, когда использование заимствований оправдано, поскольку сложно подобрать простой и ёмкий синоним из русского языка. Например, «торговая интернет-площадка» или «маркетплейс»? Очевидно, что второй вариант удобнее.
«Язык всегда стремится к лени и сокращению. Поэтому в речи будет доминировать то, что быстрее сказать и написать, даже если придётся заимствовать это из другого языка», — подчёркивает писатель Иван Бевз.
Однако злоупотребление иностранными словами без повода и меры негативно сказывается на речи и языке в целом.
Перебор с жаргоном — тоже часть проблемы.
Откуда угроза и как бороться?
Обеднение речи — это уже признанный факт, как и конфликт между «официальным» русским и разговорным стилем. Причём тенденция прослеживается как у детей, так и у взрослых. Её отмечают более 40% педагогов.
Почему так происходит? В первую очередь виноваты интернет и соцсети, уверены педагоги. Популярный контент полон сленга, упрощений и заимствований, а стандартами языка там обычно пренебрегают. Отсюда берутся всевозможные «краш», «донат», «кринж». А затем эти слова проникают и в обычную речь.
И бороться с этим явлением можно только через популяризацию грамотности. Например, если бы блогеры в своих видео рассказывали молодёжи, как круто говорить грамотно, ситуация была бы совсем другой.
Кроме того, нельзя забывать о классике: чтение по-прежнему остаётся главным способом формирования словарного запаса и грамотности.
«Главное для педагога в школе — показать возможности языка, уместность, в зависимости от ситуации, и „краша“, и „прикола“, и „месседжа“. Нужно учить выбирать регистр, в котором идёт общение, и понимать, в какой ситуации и с кем общается подросток», — уверен завкафедрой стилистики русского языка МГУ имени Ломоносова Владимир Славкин.
Советуем к прочтению: Слишком много букв: почему дети не хотят читать школьную литературу?
Фото: freepik.com