Назад
16 сентября 2025 г.

Учеба как часть лечения: в России хотят создавать «госпитальные школы»

Учеба как часть лечения: в России хотят создавать «госпитальные школы»

Содержание

Многие слышали про домашнее обучение, когда учителя занимаются со школьником прямо на дому. Например, в период длительной болезни или в силу ограниченных возможностей здоровья ребенка. Но как быть, если школьник с серьезным заболеванием много времени проводит в больнице? Или должен регулярно лежать в стационаре по нескольку недель?

Для таких случаев на базе детских больниц могут создавать своего рода филиалы школ. И туда к маленьким пациентам приходят педагоги, проводят обычные уроки и помогают детям не выпадать из образовательного процесса.

Такие «госпитальные школы» уже работают во многих регионах, но только в рамках отдельных социальных проектов. Законодательства, регулирующего вопросы их открытия и функционирования, пока нет. Но есть хорошие новости — оно уже разрабатывается. Рассказываем, что предлагают депутаты и как это поможет детям.

В чем суть идеи?

В Госдуме предлагают закрепить в законе вопросы создания и работы и госпитальных школ. Проект инициативы уже разрабатывают в профильном комитете при участии Минпросвещения и Минздрава. И нужно сказать, что вопрос действительно актуален, ведь каждый год в российский больницах длительно лечатся порядка 400 тысяч детей.

Предполагается, что в госпитальных школах смогут учиться дети, которые находятся в стационаре больше 21 дня. Например, школьники с онкологическими заболеваниями или другими серьезными диагнозами. Такая практика уже есть, но пока учеба доступна не всем маленьким пациентам.

«В настоящее время во многих регионах уже открыты так называемые „госпитальные школы“. Однако проблема заключается в отсутствии единого федерального регламента, регулирующего их открытие и деятельность. Отдельно подчеркну, что финансирование на эти цели предусмотрено», — рассказывает первый зампред комитета Госдумы по защите семьи Татьяна Буцкая.

Депутат рассчитывает, что законодательное урегулирование вопроса позволит обеспечить постоянную и эффективную работу школ при детских больницах. А это важно не только с точки зрения продолжения обучения, но и для создания правильного настроя в процессе тяжелого лечения.

«Для таких детей учеба становится элементом лечения, реабилитации и веры в то, что все будет хорошо. Эта уверенность укрепляется как у самого ребенка, так и у его родителей, когда они видят, что ребенок продолжает учиться или готовится к сдаче экзаменов», — объясняет Буцкая.

Госпитальные школы сегодня

Учебные центры при медучреждениях зародились в 2013 году. Тогда педагоги столичной школы № 109 начали вести уроки в НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева — центре для лечения детей с гематологическими и онкологическими заболеваниями. А уже через год на базе медучреждения создали отдельное подразделение школы. Тогда же проект «УчимЗнаем», под эгидой которого и работают госпитальные школы, начал претворяться в жизнь и в других регионах. Сегодня в России действуют уже 70 таких учебных подразделений при детских медцентрах.

«В течение года через наши школы проходят более 30 тысяч детей. Мы уже почти готовы к открытию школ в Кабардино-Балкарии, Бурятии, Чеченской Республике. Еще пришла заявка с Чукотки. Госпитальные школы должны стать значимой частью медико-социальной реабилитации детей», — рассказал руководитель проекта «УчимЗнаем» Сергей Шариков.

Если закон о госпитальных школах примут, открывать такие центры станет проще, а работа их будет регулироваться едиными стандартами. Это позволит тысячам детей с тяжелыми заболеваниями оставаться в учебном процессе даже во время лечения, а еще — поможет ребятам сохранить позитивный настрой и «боевой дух» на нелегком пути к выздоровлению.

Советуем к прочтению: Российские школьники будут учить 17 обязательных предметов, остальные – по желанию

Фото: freepik.com